История физической культуры в России до XVIII в.

У древних народов населяющих территорию России в первобытно общинном строе, бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Северные народы использовали в быту передвижение на лыжах. В воспитательных целях проводились состязания связанные с культовыми обрядами, посвященные матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну, в верховой езде, стрельбе из лука, борьбы, бега, метания дротиков и топора, гребли, игры в медведя и оленя.

Византийский историк Маврикий(VI в.) утверждал что: «Племена славян многочисленны,выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу,недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей»

Русь (XII - XVII вв.) во времена войн с литовцами, татарами, монголами, шведами и немецкими рыцарями сохраняются самобытные формы физического воспитания (Слово о полку Игореве), становится популярным кулачный бой, основным правилом которого является: лежачего не бить, заначку в рукав не класть, биться лицом к лицу, грудь к грудью, подножек не ставить.

В 1701 году открываются гимназии и частные школы с обязательным предметом физическая подготовка, средствами физического воспитания в учебном заведении были - фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

В 1726 году вышел указ Екатерины I “О кулачных боях”, из за народной забавы перерастающей в поножовщину и драку, так как все это происходило возле пивных заведений. В подлинном тексте указа говорилось следующее: «Ее императорскому величеству стало известно, что в кулачных боях, которые бывают на Адмиралтейской стороне и на Аптекарском острове, многие люди, вынув ножи, за другими бойцами гоняются; другие, положа в рукавицы ядра, каменья и кистени, бьют, многие без милости смертными побоями, и это убийство между подлыми в убийство и в грех не вменяется, также и песком в глаза бросают; поэтому кулачным боям в Петербурге без позволения главной полицейской канцелярии не быть; а кто хочет биться для увеселения, те должны выбрать между собой сотских, пятидесятских и записывать свои имена в главной полицейской канцелярии; выбранные сотские, пятадесятские и десятские должны осмотреть, чтобы у бойцов никакого оружия и прочих инструментов для увечного боя не было, и во время боя чтобы драк не было; и кто упадет,лежачего не бить».

Так же вышел указ о стрельбе от 12. 01. 1722 г. “буде кто для забавы стрелять похочет, и тем людям выходить стрелять за слободы, в поле, где жилья нет.

В 1766 г в связи с реформами И. И. Бецкого в кадетском корпусе была расширена учебно воспитательная программа в пользу общеобразовательных дисциплин тем не менее физическое развитие оставалось решающим предметом с основными предметами преподавания физического развития “танцы и фехтование”.

В этом же году Екатерина II под влиянием идей М. И. Ломоносова учредила “Петербургские Олимпийские игры” на которых проводились состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега». Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа.

В 1804 г. создается Устав учебных заведений. В училищах предмет физическое воспитание был упразднен, а в гимназиях и университетах стал необязательным.

В армии физическое воспитание было одним из обязательных дисциплин, которое ввел в быт и жизнь солдат, великий полководец А. В. Суворов. Он большое значение придавал воспитанию у солдат быстроты, ловкости, силы, стрельбе и штыковому бою, которому придавал особое значение.