Физическая культура в вузе
Содержание:
- Введение
- Физическая культура в структуре профессионального образования
- Физическое воспитание студентов
- Формы и содержание занятий физической культуры в высших учебных заведениях
- Группы здоровья и врачебный контроль
- Профессионально прикладная физическая подготовка студентов
- Выводы
Введение:
Физическая культура играет важную роль в формировании здорового образа жизни, физического и эмоционального благополучия студентов, а также в развитии их интеллектуальных и социальных качеств. В учебном процессе высшего учебного заведения физическая культура неотъемлемо входит в образовательную программу, предоставляя студентам возможность развивать свои физические способности, укреплять здоровье и формировать активный образ жизни.
В данном контексте важно рассмотреть роль и значение физической культуры в университетской среде, а также выявить основные аспекты ее организации и проведения. Организация занятий по физической культуре в вузе требует особых подходов и методов, учитывая специфику обучения и потребности студентов.
Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура играет значительную роль в структуре профессионального образования, влияя на формирование не только физического, но и психологического и социального благополучия обучающихся. В современном обществе, где важным фактором является сохранение здоровья и активный образ жизни, интеграция физической культуры в профессиональное образование приобретает все большее значение.
Особое внимание уделяется внедрению физической активности в учебный процесс, созданию условий для занятий спортом и физическими упражнениями, а также формированию у студентов навыков здорового образа жизни. В данном контексте важно рассмотреть роль и место физической культуры в структуре профессионального образования, ее влияние на формирование профессиональных компетенций и личностного развития студентов.
Физическая культура, являясь неотъемлемой частью личности способствует эффективному развитию учебно-профессиональной деятельности, как один из аспектов будущих специалистов в сфере его деятельности, совершенствуясь в процессе достижения профессиональных целей.
Физическое воспитание студентов
Основной целью физического воспитания студента является всестороннее развитие его личности по пути в подготовке высококвалифицированного специалиста.
Физическое воспитание в вузе определяется программой, составленной на весь учебный курс преподавателем физической культуры на основе методического пособия разработанного по (ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт в средних и высших учебных учреждениях. Данная программа должна решать следующие задачи:
- Приобретение студентом теоретических знаний об организации физического воспитания, умение общаться с тренерами и организаторами спортивных соревнований, изучать методологию физического воспитания и спорта.
- Укрепление психических и физических сил учитывая будущую профессиональную деятельность.
Вышеизложенные задачи решаются, основываясь на физическом состоянии студентов их подготовленности. состоянием здоровья будущей профессии, увлеченностью и интересом к своей будущей профессиональной деятельности.
Программа по физической культуре осуществляет связь всего комплекса знаний в единую форму. Способствующую к последовательному освоению материала студентами.
Формы и содержание занятий физической культуры в высших учебных заведениях
Формы и содержание занятий физической культурой в высших учебных заведениях зависят от целей образовательной программы, особенностей студентов и доступных ресурсов.
В рамках учебной программы студенты могут посещать специальные курсы физической культуры, включающие в себя теоретические и практические занятия. На занятиях студенты изучают основы физической подготовки, правила безопасности при занятиях спортом, основы здорового образа жизни и т.д. Программа по физической культуре строится на период всего обучения студентов.
В высших учебных заведениях кроме стандартных занятий по физической культуре студентам предоставляется возможность посещения спортивных секций и клубов, где они могут заниматься различными видами спорта под руководством опытных тренеров. Это может быть футбол, волейбол, баскетбол, теннис, аэробика, плавание и многое другое.
В программу по физической культуре могут включаться элементы из таких дисциплин как фитнес, йога, пилатес и другие направлениям, способствующие укреплению здоровья, улучшению физической формы и развитию гибкости и силы.
Высшие учебные заведения могут организовывать спортивные мероприятия и соревнования среди студентов, что способствует развитию спортивного духа, командного сотрудничества и соревновательности. Помимо спортивных занятий, высшие учебные заведения могут предлагать студентам рекреационные занятия на свежем воздухе, такие как прогулки, бег или игры на открытом воздухе.
Студенты также могут иметь возможность проводить индивидуальные тренировки под руководством инструктора или тренера. Это позволяет им работать над конкретными целями и потребностями, улучшая свои спортивные навыки или физическую форму.
В высших учебных заведениях могут проводиться межвузовские соревнования по различным видам спорта, организовывать физкультурные мероприятия и фестивали, на которых студенты могут показать свои спортивные достижения, участвовать в различных мастер-классах и знакомиться с новыми видами спорта.
Участие в таких соревнованиях позволяет студентам проявить свои спортивные навыки, а также научиться работать в команде и преодолевать трудности.
Некоторые студенты могут нуждаться в физической реабилитации или восстановлении после травм или заболеваний. В высших учебных заведениях могут быть предоставлены специальные программы и услуги по физической реабилитации под руководством квалифицированных специалистов.
Физическая культура может интегрироваться с академическим процессом, например, через проведение спортивных лекций, семинаров или научных конференций по вопросам физического воспитания и спорта.
Эти формы занятий способствуют развитию физической активности, укреплению здоровья, физических и спортивных навыков, улучшению здоровья и активизации здорового образа жизни в учебной среде и формированию у студентов навыков способствующих успешной реализации их в профессиональной деятельности..
Группы здоровья и врачебный контроль
Врачебный контроль
Перед началом занятий в начале учебного года студенты проходят обязательный медицинский осмотр, в ходе которого врач оценивает их текущее состояние здоровья, исключает наличие противопоказаний к физической активности и дает рекомендации по выбору подходящих видов занятий.
Студенты заполняют медицинские анкеты, в которых указывают информацию о своем здоровье, наличии хронических заболеваний, противопоказаниях к физической активности и других медицинских данных, необходимых для оценки их физической пригодности. Врачи консультируют студентов по вопросам здорового образа жизни, физической активности и правильного питания, а также делятся рекомендациями по профилактике заболеваний и поддержанию здоровья.
Осуществляется динамическое наблюдение за студентами в течение учебного года, следят за их физическим состоянием, реакцией на физическую нагрузку и при необходимости корректируют программу занятий или рекомендации.
Периодически проводятся медицинские обследования и тестирование, например, измерение пульса, артериального давления, составление ЭКГ и т.д., для оценки физической подготовленности студентов и выявления изменений в их здоровье.
На занятиях обучают студентов правилам безопасности и мерам первой помощи в случае возникновения травм или неожиданных проблем со здоровьем во время занятий.
Врачебный контроль в высших учебных заведениях не только обеспечивает безопасность и защиту здоровья студентов, но и способствует их личностному развитию и формированию здорового образа жизни.
Группы здоровья
Группы здоровья в высших учебных заведениях представляют собой организационную форму, направленную на индивидуализацию занятий физической культурой в зависимости от здоровенного состояния студентов, играют важную роль в обеспечении физического здоровья и благополучия студентов. Они позволяют адаптировать занятия физической культурой к индивидуальным потребностям и особенностям здоровья каждого студента, обеспечивая безопасность и эффективность занятий. Формируются на основе медицинских данных и рекомендаций врачей. В них учитывается текущее состояние здоровья студента, наличие хронических заболеваний, уровень физической подготовленности и другие факторы.
Студенты могут быть распределены по группам здоровья на основе медицинских осмотров, обследований и анкетирования. Важными критериями могут быть наличие хронических заболеваний, противопоказаний к физической активности, уровень физической подготовленности и т.д.
Основная цель групп здоровья - обеспечение безопасных и эффективных занятий физической культурой для каждого студента. Задачи включают в себя коррекцию здоровья, укрепление физической формы, профилактику заболеваний и развитие здорового образа жизни.
Студенты могут быть освобождены от занятий физической культурой в случае наличия медицинских показаний, противопоказаний к физической активности или острого состояния здоровья, которые могут ухудшиться при физических нагрузках.
Переход студента из одной группы здоровья в другую может осуществляться на основе регулярных медицинских осмотров и оценки динамики состояния здоровья. Если студент проявляет улучшение своего физического состояния или наоборот, ухудшение, его могут перевести в другую группу в соответствии с рекомендациями врачей.
Таким образом, группы здоровья представляют собой важный инструмент обеспечения безопасных и эффективных занятий физической культурой в высших учебных заведениях, а также способствуют поддержанию и улучшению здоровья студентов.
Профессионально прикладная физическая подготовка студентов
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в высших учебных заведениях направлена на формирование не только физических, но и профессиональных навыков, необходимых для успешной деятельности в выбранной области. В рамках специализированных образовательных программ студенты получают знания и навыки, связанные с применением физической активности в конкретной профессиональной области. Например, это может быть физическая подготовка для спортивных тренеров, физиотерапевтов, физкультурников, туристического бизнеса и других. Проводят практические занятия, направленные на развитие и совершенствование конкретных профессиональных навыков. Например, это может быть тренировка спортивных команд, проведение реабилитационных процедур, организация спортивных мероприятий и т.д.
Помимо практических навыков, студенты изучают теоретические основы физической подготовки, а также основы спортивной медицины, физиотерапии, психологии спорта и других наук, связанных с профессиональной деятельностью.
Обучение профессиональной физической подготовке может быть индивидуализированным в зависимости от специфики профессии и потребностей студента. Например, специализация в определенном виде спорта или методике тренировок. В процессе обучения активно используются современные технологии, такие как компьютерные программы для анализа движений, специализированные приложения для мониторинга физической активности, виртуальная реальность и другие, что позволяет эффективнее осваивать профессиональные навыки.
По завершении обучения студенты могут проходить сертификационные или лицензионные экзамены, подтверждающие их квалификацию и способность применять полученные знания и навыки в практической деятельности.
Выводы
Физическая культура в высших учебных заведениях основывается на знании и опыте предыдущих поколений, сформулированных в ФГОС как основе планирования учебных материалов по физической культуре. Опираясь на систему физического воспитания созданной в нашей стране двигать студентов вперед в их стремлении постигать новое.
Контроль над физическим и психическим состоянием студентов осуществляемый со стороны медицинского и педагогического персонала, дает возможность студентам совершенствоваться в процессе прохождения ими программы, составленной для них преподавателями физической культуры, основываясь на состоянии здоровья студентов на момент их поступления в вуз. Что способствует более успешному обучению студентов по их специальностям.
Профессионально прикладная подготовка формирует у студентов навыки, помогающие им в дальнейшей их трудовой деятельности. Упражнения изученные ими в процессе обучения помогут им справляться с трудностями в дальнейшем, так как изучив их они могут самостоятельно использовать эти упражнения в своей повседневной жизни и во время перерывов на рабочем месте, если позволяют условия и техника безопасности на производстве.
Литература:
- Теория и методики физического воспитания Б. А. Ашмарин.
- Теория и методика физического воспитания том 2 . Матвеев Л. П. Новикова А. Д.
Физическая культура студента В. И. Виленскоий.