Наверх

История физического воспитания и спорта в Греции

Многие историки считают, что Греческая культура является началом системного развития физического воспитания, культа человеческого тела, его красоты, силы, выносливости. Возвышения Героев отличившихся в боях с врагом и на арене. Все это послужило возникновению олимпийских игр, проводимых по сей день.

Еще в первобытно общинном строе возникли те или иные физкультурно-массовые элементы, которые являлись их характерной особенностью в среднеминойский период (2100-1580 гг. до н. э.) и в первой половине позднеминойского периода(1580-1250 гг. до н. э.).

В конце позднеминойского и позднемикенского (1400-1000 гг. до н. э.) периодов произошла смена строя из матриархального в патриархальный, где мужчина становится главой рода. И единственным участником игр, носивших раньше коллективный характер.

 

Участникам игр, выступавших на спортивно массовых мероприятиях, для достижения победы нужно было тренироваться. Так появилась необходимость в тренировке участников зрелищных игр устраиваемых перед толпою зрителей.

Гомеровский период IX - VII вв. до н. э.

С расширением земледелия и кузнечного дела, появилась необходимость в завоевании новых земель и защиты своих владений от разбойников и соседей. Греческие племена объединялись в народности в нутри, которых сохранились роды, фратрии и племена. Строились города окруженные стенами; численность населения росла, и это усиливало имущественные различия. Право наследования имущества детьми позволяло наращивать богатства, так появились первые начатки дворянства и монархии.

Простые войны не имели защитного обмундирования и надеялись только на свои умения в стрельбе из лука и пращи, а знатные войны были защищены медными латами и медным шлемом, вооружены были, медным мечем, копьем и щитом.

Владение оружием требовало навыков владения этим оружием требующим постоянных тренировок.

Воин должен был обладать такими качествами как: сила, ловкость, выносливость и храбрость. Эти качества проявлялись не только в битвах, но и на всевозможных соревнованиях по различным видам упражнений.

Они состязались: в борьбе, кулачном бое, беге, бою на копьях, метанию диска и. т д.

Спарта VII – V вв. до н. э.

Спарта - город воинов. Полис военно-лагерного типа, который не окружен защитными сооружениями (стенами, кольями и. т. п.) , где постоянное казарменное положение и мужчины приходили к женам под покровом ночи, а цари не носили пышных одежд и подчинялись закону не смотря на свою власть.

Спартанец - гражданин Спарты и ее собственность как впрочем, и все в Спарте, где понятие "частная собственность" не существовало, а земля распределялась поровну на «клеры».

После рождения был тщательно осмотрен эфорами на наличие врожденных дефектов и отклонений. Если бы таковые имелись его умертвили бы, скинув со скалы Тайгета, хотя некоторые источники утверждают, что могли просто не признать гражданином Спарты и отправить к илотам, чего не могли избежать даже цари. После проверки, он оставался у матери до семи лет. С семилетнего возраста воспитывался государством в духе жесткого физического воспитания, кроме военного дела в программу обучения входило изучение гимнов и патриотических песен, только спартанских поэтов.

Из одежды ему полагалось только собственное тело которое в процессе изнуренных тренировок под открытым небом сделалось гибким, сильным и выносливым, а солнце и ветер сделали его кожу грубой и темной. Купание стало для него роскошью, ибо позволялось только несколько раз в году, а материнская ласка совсем забыта, так как вовсе возбранялась.

Воспитатели не редко специально ссорили его и вынуждали драться с товарищами. Так они выявляли более способных среди учеников, которые впоследствии становились старшими среди воспитанников и остальные должны были, им подчинятся. Таков спартанский порядок при всеобщем равенстве один должен быть под началом другого и выполнять свои обязанности исходя из своей должности.

Афины (V в. до н. э.)

Скажу тебе я все, что знаю сам:
Ты на земле богов, где обитают
И Посейдон, и Прометей, огонь
Похитивший с небес; а эти камни,
Где ты сидишь, зовут Порогом Медным,
Воротами и Крепостью Афин.
Софокл (Эдип в Колоне)

В центре равнины Аттики, окаймленной кольцом гор и спускающийся к морю на юго-западе, возвышается на 152 метра над уровнем моря скала известняка.

Это и есть Акрополь. С V века до н. э. и до конца XIX века, он стоял одиноко среди серого горного массива, зеленых и коричневых полей, оливковых рощ - огромная цитадель с возвышающимися над равниной храмами и золотистыми колоннами.

Именно Акрополь является причиной возникновения Афин в этом прекрасном месте. Где во времена успешного сопротивления персидскому завоеванию, строительства Парфенона и других великих памятников Акрополя, расцвета философии и искусства в правлении Перикла.

Культурное развитие города продолжалось в IV веке, пока в борьбе против превосходящих сил Македонии не была потеряна независимость. Потом, после тяжелой осады и кровавого штурма, Афины были взяты римским полководцем Суллой и попали под власть Рима.

Город продолжал оставаться колыбелью культуры, например, Цицерон учился в Афинах, что только прибавило ему славы в глазах других философов. Афины пережили возрождение под властью императора Адриана, украсившего город.

В Афинах был преимущественно военно-рабовладельческий строй, так как перед афинянами стояла необходимость держать в повиновении рабов, и обеспечивать безопасность своих границ от покушения более сильных полисов. В этом отношении Афины и Спарта были очень схожи, и на этом их сходство заканчивалось.

Афины в отличие от Спарты, которая была консервативно - земледельческой, являлось государством с широко развитой торговлей, наукой, философией и искусством.

В Афинах развивалось не только военное искусство, в этом древнем городе было более разностороннее воспитание. Дети до семи лет воспитывались дома под присмотром раба или рабыни. После семи лет девочки продолжали воспитываться дома, а мальчики до 16 лет посещали государственную или частную школу.

В то время в Афинах были школы двух видов мусическая (от слова муза; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастическая школа (от слова гимнос - обнаженный; давала физическое воспитание в палестрах( пале - борьба)). Обучались с 12 до 16лет дальнейшее обучение с 16 до 18 лет проходили в гимнасиях Академия, Ликей, Киносарг, где кроме физической культуры изучались политика, философия и литература. Далее они определялись на военную службу в военную организацию фебию.

Физическое воспитание в Афинах состояло из трех частей античной гимнастики: игры, палестрику и орхестрику.

Игры включали в себя упражнения с мячом, обручем, элементы бега, метания копья и диска. Преимущественно применялись упражнения на ловкость.

В палестрику входили:

Бег на 1стадий(600 ступеней примерно 190м), 2стадия, и самая длинная дистанция 24 стадия, бег с оружием и факелом, (по свидетельству др. греч. писателя Лукиана) соревнования проводились на глубоком песке.

Прыжки в длину через рвы и препятствия с альтерами (макет оружия) в руках (прыжок состоял из 5-кратных многоскоков с двух ног).

Метание.
Копья: этот вид имел связь с военным делом, метание проводилось в цель на точность.
Диска: диск изготавливался сначала из камня, а позже из железа. Он имел вес от 1,7 до 4,5кг и диаметр от 14 до 21см. Метание диска выполнялось на дальность по вертикальной траектории такт как он являлся боевым оружием и в военных действиях использовался для нанесения увечий врагу еще на подходе.

Борьба.
Победа присуждалась в двух вариантах: за три успешных броска и другой вариант борьба продолжается пока противник не окажется на спине.

Орхестрика.
Это ритуальные танцы, которые и использовались в древних культовых обрядах и перед палестрикой, видимо в качестве разминки. Они состояли из движений с мячом, акробатических упражнений, театральных и боевых танцев.

Философы древней Греции

Платон (427-347 гг. до н. э.) древнегреческий философ аристократ и житель Афин придерживался идеи спартанского образования детей, с расширенной программой в рамках умственного воспитания. Он считал, что важнейшим средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Правила в которых были незыблемыми и не менялись. Считалось что ребенок, который стремится к новому в играх, став взрослым не удовлетворится родительскими обычаями и законами.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) греческий ученый и философ ученик Платона. Был против спартанской системы обучения. Он считал, что все должно быть в меру, как и в пище, чрезмерное употребление которой вредит организму так и чрезмерные нагрузки в гимнастике могут вредить ему.

Олимпийские игры V в. до н. э.

Олимпийские игры проводились в течение более 1000 лет в городе Олимпии. С 776 г до. н. э. Олимпийские игры получили свое признание во всей Греции, с этого года начался счет времени по олимпиадам. Уже в (V в. до н. э.) установили четкие правила Олимпийских игр. Участники не имели право применять запрещенные приемы в целях достижения победы, запрещалось подкупать противника убивать или калечить его. За соблюдением правил следили элланодики.

Победители олимпийских игр вписывались в книгу олимпиоников, хранившуюся в храмах все четыре года до следующей игры, их имя было в почете и их именем называли все четырехлетие.

Еще статьи и книги

История физической культуры и спорта

История физической культуры и спорта как дисциплина изучает историю развития физической культуры, возникновение принципов физического воспитания, историю понятий физкультуры, историю организации, средств и методов физической культуры, оборудования и инвентаря. Предмет ИФК и С включает в себя историю педагогики, медицины и биологии. Это показывает что, предмет ИФК и С играет интегрирующую роль в образовательном процессе.

История физической культуры в России до XVIII в.

У древних народов населяющих территорию России в первобытно общинном строе, бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Северные народы использовали в быту передвижение на лыжах. В воспитательных целях проводились состязания связанные с культовыми обрядами, посвященные матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну, в верховой езде, стрельбе из лука, борьбы, бега, метания дротиков и топора, гребли, игры в медведя и оленя.

История физической культуры

Пособие по истории физической культуры представляет важный раздел науки о физической культуре. Развитие физкультуры в древние времена, средних веков и новейшего времени в разных странах. ИФК использует в изучении истории следующие дисциплины: археология, этнография, изобразительное искусство, литература. Проведение исторического анализа прошедших веков и нашего времени.

Искусство рукопашного боя

В издательстве комиссариата внутренних дел в 1930 году была издана книга Ознобишина Н. Н. "Искусство рукопашного боя". В то время, в одном известном журнале появилась странная публикация, под названием "Циркач предлагает полицейскую систему".

История физической культуры А. А. Чалов-шиман

В этом кратком очерке о истории физической культуре, автор проследил ход развития физической культуры от древности до советского периода нашей страны. Зарождение физической культуры началось с берегов Тигра, Евфрата, Нила, Ганга, она перекинулась в Европу и далее по всему миру.