Наверх

Методология исследования в сфере физической культуры

Реферат

Содержание
  1.  Методология в значении общего метода познания 
  2.  Функции и признаки методологии 
  3.  Основные понятия методологии в физической культуре  
  4.  Эксперимент как основа научного исследования

Введение 

 Наука является сферой деятельности человека, функцией которой является формирование и теоретическое систематизацию объективных представлений о реальности; она включает в себя деятельность, направленную на получение новых знаний, как  результат – суммы знаний, основанных на научной картине мира. В ходе исторических процессов наука стала важнейшим фактором, оказывающим существенное влияние на всю общественную сферу. В современном мире наука способствует прогрессивным преобразованиям общества во всех сферах, включая образование и физическую культуру и спорт.  
 Выработка новых знаний происходит в научном исследовании - целесообразном познании, результаты чего представляют собой систему понятий, правовых и теоретических систем. Научному познанию свойственны  его цели, методы и способы проверки нового знания. Где методология как наука о принципах и формах научного знания является основой научного исследования.
Методология является первостепенным условием эффективности научных поисков и исследований, она определяет правильный и наиболее близкий путь к Истине, позволяет выработать общее видение и стратегию пути, ведущего к достижении поставленных целей. 
Методология может рассматриваться как система методов, работающих в определенной науке, или в некоторых смежных науках, в виде учения, которое позволяет критически рассматривать методы познания и практики. Основу методологии составляют диалектический метод и системный подход.  
Основы и правила диалектики имеют форму всеобщности, проявляются в действии других законов, являясь их основой. В условиях интегрирования отраслей знания формировались принципы системности, теория и методология системного анализа, системный подход и системный метод.

Методология в значении общего метода познания 


 Выработка новых знаний происходит в научном исследовании-целесообразном познании, итоги которого представляют собой систему понятий, правовых и теоретических систем. Для научных знаний характерны их цели и способы получения, проверки нового знания. Научные исследования основаны на методологии науки, изучение принципов построения, форм и способов научного знания. «…Методология является первостепенным условием эффективности научных поисков и исследований, она определяет правильный и наиболее близкий путь к Истине, позволяет выработать общий план и стратегию пути, ведущего к достижении поставленной цели». В этом смысле методология может рассматриваться как общий метод познания как система методов, действующая в конкретных науках или в некоторых смежных науках, в значении учения, которое позволяет критически рассматривать методы и практику.
Основой методологии является диалектический метод и системный подход. Принципы и основы диалектики имеют форму универсальности, действуют во всех сферах мира и проявляются в действиях других законов, выступают в качестве их основы. В условиях интеграции отраслей знаний созданы принципы системности,  теория и методология системного анализа, системный подход и системный метод. Задача системных исследований заключается в унификации отдельных областей знаний, указывая, как исходя из отдельных их случаев  понимаются  общие закономерности. В системном подходе предполагается установление связей составных частей изучаемого предмета как единой цели и рассматривать его в последствии как систему. Совместно с методологией, успешность научной работы в большинстве случаев зависит от того, какие методы исследования соответствуют цель и задачи научной работы.
Целью науки является описание, объяснение и прогнозирование процессов, явлений реальности, которые являются предметом ее исследования, опираясь на открываемые ею законы и новые знания. Целью науки в физкультуре и спорте является формирование новых научных знаний, изучение закономерностей, направленных на использование факторов, оказывающих влияние на организм человека на физическое совершенствование, укрепление здоровья, повышение спортивного достижения, содействие гармоническому развитию человека; формирования теоретических обобщений в области физической культуры, физического воспитания, спорта.
Тесно связано с наукой понятие теории - логика обобщения опыта и общественных практик, отражающая объективную природную закономерность развития общества и природы; система обобщенных положений в определенной отрасли знаний, совокупности правил какой-либо профессии, творчества. 
 Поэтому наука создает новые понятия, теории обобщают эти понятия, общественные практики, опыт, выявляют закономерности в этом случае в отношении физического воспитания и спорта. Впрочем, знания бывают полезными только тогда, когда их реализуют в деятельности, например, в деятельности физкультуры и спорта.  
Исходя из вышеизложенного методика имеет важнейшее значение как совокупность методов проведения любой работы, отрасль педагогической науки, излагающая правила и методики преподавания отдельных учебных предметов, таких как «физическая культура» в школах. По сути, методика предназначена для осуществления на практике, профессиональной деятельности, научных и теоретических положений на практике.

Функции и признаки методологии 


 Методология – это учение правил мышления в процессе создания теории о физкультуре. Изначально методология исходила из того, что геометрия была предписана как наука, где выражены нормативные требования к изучению настоящего мира.  
 Тогда методология стала комплексом правил для изучения мироздания, перешла в философскую сферу. Платон с Аристотелем считали методологию логической универсальной системой, как орудие истинного познания. Проблемы методологии до сих пор не занимали значительного места из-за механизма и религиозности того или иного взгляда на мир. За образец познания долгое время были приняты принципы механики, которыми работали Галилей и Декарт. Веками Эмпиризм был изначальным источником споров и проблем. Но Кант и Гегель с присущим им идеализмом подтолкнули методологию к новому витку в ее развитии, а также рассматривали закономерности внутреннего мышления; философское  движение к абстракции исходя из конкретного противоречия в развитии бытия, мышления и др. 
Диалектика стала тем драйвером который направил познание мира в направление реальной действительности где основанием стала связь теории и практики, сочетание внешнего и внутреннего, неизменное притяжение противоположных понятий объективного и субъективного. Познание в диалектической логике стало общим для всех наук, инструментом для решении проблем познания и практики. В период влияния Марксистского учения на педагогику физического воспитания, понятие методология не существовало вовсе, и находилось в зачаточном состоянии, но в странах западного мышления педагогика физического воспитания включала в себя обоснованные методологией принципы и направления педагогических знаний в системе физического воспитания, связь терминологии и координация элементов систем, анализ практик в педагогике в физической культуре. 
 Возвращаясь к методологическим основам и аспектам педагогики физического воспитания, связываем их с формальной логикой. Р. Барроу являясь специалистом в этой области, указывает на важность метода обучения, учитывая анализ и связь с другими понятиями, включающими в себя преподавание, прием, средство обучения, факторы. Педагогическая практика основываясь на диалектическую технологию, позволяет выйти на связь в обучении и практики в физической культуре и спорту.   
 Не даром Методология является биполярной дисциплиной с двузначной концепцией включающую в себя техники исследования способов, приемов  использования науки и с другой стороны философско-логический анализ концепций, целостной научной деятельности в исходном ее состоянии. 
 Современное понятие методологии основано на представлении ролей и многообразия функций, выполняемых теперь самой наукой для понимания и контроля социального и природного процесса и явления, формирования общества и мироощущения, повышение эффективности деятельности человека, рациональное использование науки, создание стратегий и тактик, развитие экономики, культуры, социальной прогрессии и всеобщего развития человека. В этих позициях методология физвоспитания в педагогики предполагает философию обучения в процессе физических занятий и методологию исследования, позволяющую создать научно-практическую теорию этого направления. Я. Скалкова считает, что «методология — система знаний о фундаментах и структурах педагогических теорий физвоспитания». Однако такую трактовку методологии нельзя считать достаточной. Определение методики должно основываться на следующих чертах данного понятия, которые являются основанием для определения методологии.  
 Методология
 – определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);  
 – направляет, предопределяет основной путь, с помощью которого достигается определенная научно-исследовательская цель (П.В. Копнин);  
 – обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);  
 – помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);  
 – обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке (В.Е. Гмурман, П.Р. Атусов);  
 – создает систему научной информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (Н.К. Гончаров,  М.Н. Скаткин).  
 Эти черты понятия методологии, определяющие его функции в научной науке, приводят к следующим выводу: методология физвоспитания педагогики является концептуальным изложением целей, содержания и методов исследований, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о процессах педагогики в сфере физкультуры и спорта.

Основные понятия методологии в физической культуре 


 По словам Л.Г.Антиненко, объект в философии называется частью объективного реального мировоззрения, которое на важных этапах становится предметом практических и теоретических действий гения и потенциального существа (субъекта).
Предметом знания считаются стороны, зафиксированные на опыте, включенные в практическую деятельность человека, свойства и отношения объекта, которые исследуются для определенной цели в этих обстоятельствах и условиях. С развитием знаний о предмете открывается новая его сторона, которая становится предметом познания. 
 Таким образом, предмет является более узким понятием, чем объект. Например, предметом исследования теории физкультуры может стать процесс обучения в целом физических упражнений, предметом может стать только методика или отдельная методика обучения и так далее. Следует учитывать, что относительные понятия предмета и объекта исследования. 
 При этом предмет исследования следует взять не безмерно широко, а тем самым, чтобы он действительно являлся кругом объективных реальностей, следующих за объектом исследования как бы окружающим его. В этот круг должен быть включен предмет исследования, как важнейший элемент системы, который функционирует в соответствии с изменениями самой системы, и связан со всеми ее составляющими. 
 Поэтому определение предмета исследования – это не формальный шаг, а самый важный этап определения области, где будут проводиться исследования. 
 Назвав объект, исследователь придерживается обязательства работать в конкретном круге задач, применяя все известные методы решения зависимости, характерные для него проблемы. 
 Выбор предмета и объекта исследования является исходным пунктом для выработки гипотетических моделей достижения целей проведенного исследования и, соответственно, определяет окончательную цель исследований. Следующий важный этап любой научно-исследовательской работы - это определение задачи исследования и ее решения. Совпадение с предметом исследования также может иметь место. 
 Предмет является элементом объекта, и его можно взять в качестве проблемы исследования, однако при этом проблема может и иметь свою особенность, она может быть характеристикой какого-то существующего противостояния предмета исследования с объективным объективной реальностью или практикой, существующим на этом этапе существования объекта исследования 
 В конечном итоге проблемы исследования всегда связаны с усовершенствованием объекта исследования либо с разработкой систем мер по совершенствованию и качеству функционирования объекта исследования на практике или с развитием теории предмета. 
 Поэтому проблема - это как бы уточнение предмета исследований, а с другой - характеристика цели исследований. 
 Таким образом, если проблема исследования заключается в имеющемся положении вещей, например, в вопросе о повышении эффективности физического воспитания, то цель исследования заключается в том, чтобы повысить эффективность физического воспитания в результате выводов, рекомендаций, предложений. 
 Ю.К. Бабанский по этому поводу пишет: «Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой исследователь в процессе разрешения возникшей проблемы – поиска, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему». 

Эксперимент как основа научного исследования 


 Еще в Средние века Р. Бэккон указывал на искусственные опыты как на мощный источник всех научных знаний. Впрочем, начало развития теории, понятия экспериментальных методов получил его соавтор Ф.Бэконом.Он считал эксперимент важнейшим средством познания истины и понимания природы и единственным способом преодоления недостатков чувств и предрассудков разума.  
 Развитием методологии эксперимента занимались: крупный физик и астроном Д.Гершель первым представил экспериментальные индукционные методы для установления причин, Д.Милль, считающийся классиком в области разработки логических оснований экспериментальных исследований, Р.Декарт, стремился создать новую методологию познания и многое другое. 
 Научные решения вопросов относительно соотношения теоретических и экспериментальных эмпирических знаний в системе философской и методологической науки оказались возможными только на основе материалистического диалекта, который раскрыл внутренние связи общих и единичных, конкретных и абстрактных теорий и практик. Методологией было установлено определение понятия, места и роли эксперимента в научных познаниях. 
 Под экспериментом понимается способ приобретения знания, когда исследователь преднамеренно воздействует на исследованное явление, чтобы установить предполагаемые связи и зависимости. Эксперимент обладает рядом особых признаков, которые отличаются от других методов исследования. 
 Первый из этих признаков - это то, что эксперименты всегда опираются на закономерную связь. Как правило, эксперимент раскрывает зависимость изучаемого явления и процесса от известного контролируемого условия. 
 Еще одним  признаком эксперимента могут быть  закономерные связи которые достигаются активным вмешательством в исследователей  процесс, подлежащий изучению. В эксперименте у исследователя есть возможность самостоятельно изменить интересующие его явления,  неоднократно вызывать и воспроизводить, отделять и ограждать их от внешних воздействий. Те условия и факторы, изменяемые самим исследователем, называются зависимыми, а те явления и процессы, возникающие в результате вариации, называются переменными. 
 Последняя часть процедуры эксперимента определена связями между его элементами к которым  относятся постановка вопроса или формулирование гипотезы, ее верификация, в том числе собственно экспериментальный анализ результатов, а затем анализ и анализ полученных результатов.  
 Эксперимент - это общенаучный метод исследования, поэтому вышеперечисленные основные черты всегда присутствуют, вне зависимости от области применения экспериментального метода. 
 Педагогические эксперименты как методы исследования процессов физвоспитания обычно используются в педагогических исследованиях. Его задача заключается в выявлении взаимозависимости последующих явлений. Для этого требуется активное вмешательство и точное определение структуры педагога. При этом нужно максимально точно расписать условия эксперимента и целенаправленно сформировать в этой ситуации побуждающие стимулы, наблюдать за результатами поведения, вызванными этим стимулом. В любом исследовании существует момент  эксперимента, поскольку исследователь входит в моделируемые ситуации.

Еще статьи и книги

Японская система оздоровления. Метод фукудзи

Система Тошики Фукудзи - это совокупность упражнений направленных на укрепление мышц спины и формировании правильной осанки. Представлена она в виде множества иллюстраций показывающих правильное выполнение упражнений для выполнения которых потребуется лишь два полотенца.

Методика обучения легкоатлетическим упражнениям

В этом учебном пособии подробно излагаются средства и методы обучения легкоатлетическим видам спорта. Формы проведения занятий, их содержание и структура. Подготовка к соревнованиям, основные разрядные нормативы, мировые рекорды и анализ техники легкоатлетических упражнений.