Наверх

Понятия физического воспитания и спорта

Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного терми­на, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К понятиям физического воспитания относятся следующие термины:
  • физическая культура 
  •  физическое воспитание 
  •  физическое развитие 
  •  физическое совершенство 
  •  физкультурное образование 
  •  физическая подготовка 
  •  спорт
Физическая культура - часть общекультурной деятельности человека, как результат его деятельности в совершенствовании физических качеств личности.  При воздействии на личность, физическая культура затрагивает жизненно важные ее стороны, формируя в ней определенные задатки передаваемые  будущим поколениям посредством воспитания.  Влияние физической культуры на личность осуществляется благодаря основным потребностям человека сформировавшимся в процессе его многолетней жизнедеятельности в окружающей среде, таким как общение друг с другом, индивидуальные и командные игры. 

Физические упражнения – основное средство физической подготовки для формирования навыков и умений способствующих совершенствованию физических качеств и укреплению здоровья человека. Так для эффективного использования физической культуры в материальном ее проявлении требуется соответствующая инфраструктура: спортивные залы, площадки, комплексы, спортивная экипировка, система медицинского обслуживания, а в эстетическом ее выражении осуществляется в играх, комплексах физических упражнений, физкультурно массовых и физкультурно показательных мероприятиях.  Общественная деятельность  в физической культуре обуславливается развитием воспитания моральных и физических качеств в общеобразовательных, среднеспециальных и высших  учреждениях.

Физическое воспитание -  педагогический процесс направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств и навыков, формирование сознательной потребности человека в физическом совершенствовании.  Системное обучение человека, рациональным способам управления своими  движениями. Обогащая тем самым свой арсенал двигательных умений и навыков в процессе своей физкультурно оздоровительной деятельности.  Движения выполняемые человеком должны иметь осмысленный характер особенно при применении их на соревнованиях. Это возможно в эффективной системе физического воспитания, занимающиеся получают специфические знания о закономерностях движений своего тела. При освоении двигательной техники, формируют у спортсмена двигательные навыки и умения из которых и складывается правильное движение или нескольких движений логично связанных между собой. И влечет за собой количественные и качественные изменения функциональных возможностей организма и развитие его физических качеств: быстроты, ловкости, силы, и.тд. 
Человек, при удовлетворении своих основных потребностей, из которых формируется его жизнедеятельность, естественным образом развивает свои физические качества, но если развитие физических качеств приобретают системный (педагогический) характер то принято считать такое развитие - воспитанием физических качеств.  

Физическое развитие -  это процесс развития морфологических свойств организма основанных на физических качествах человека в совокупности с его свойствами и возможностями. 
 Физическое развитие можно условно разделить на три основные группы:   
  1. Телосложение - рост, вес, объем и длина отдельных частей тела. 
  2.  Морфология и функциональность организма, то есть его  показатели здоровья организма и оптимальная и слаженная работа всех его систем, таких как сердечно сосудистая система, центральная нервная система, дыхательная, пищеварительная и  выделительная системы, терморегуляторная  система.    
  3.  Физические качества (сила, выносливость, гибкость, ловкость и. т. д). Эти качества формируются и совершенствуются в процессе роста организма до 25 летнего возраста, далее активный рост останавливается.  Физическое развитие в процессе изменений физических качеств в течении жизни, зависит от многих причин и закономерностей, которые напрямую воздействуют на физическое развитие, управлять которым можно учитывая эти закономерности в построении процесса физического воспитания.

Физическое совершенство - это уровень физического развития с высокой физической подготовленностью и гармоничным психофизическим состоянием личности в спортивной, учебной, трудовой, и других сферах ее жизнедеятельности. В результате физическое совершенство есть естественное движение человека к максимально возможному для него результату, средством достижения которого является полноценное использование физической культуры и спорта. 

Физкультурное образование - система подготовки научно-педагогического состава в сфере научной и педагогической деятельности в физической культуре и смежных с ней наук.  Лесгафт П. Ф. сформулировал понятие физическое образование, подразумевая под этим, обучение двигательным действиям, умение изолировать движения и сравнивать их между собой. Умело использовать уже изученные движения и изучая новые использовать их преодолевая любые трудности и помехи с наименьшими затратами физических и психо-физических сил. Но современная наука под термином физическое образование подразумевает подготовку научных сотрудников в области физики и смежных с ней наук. Поэтому сегодня используется термин физкультурное образование. Физкультурное образование подразделяется на: общее физкультурное образование, дополнительное физкультурное образование, профессиональное физкультурное образование.

Физическая подготовка - прикладная направленность физического воспитания в процессе воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями, которые используются в трудовой, спортивной, общественной и иной деятельности. 
 Физическая подготовка имеет две направленности: 
  1.  Общая физическая подготовка подразумевает повышение общего уровня физического развития и разносторонней  двигательной подготовленности во многих видах деятельности разносторонней направленности.    
  2.  Специальная физическая подготовка процесс физического развития обусловленный специализированными двигательными действиями узкой направленности, а также определенные требования к двигательным способностям из чего можно сделать вывод что, физическая подготовленность является результатом физической подготовки.

Спорт - соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней, укрепление отношений между людьми. Соревнования, являются основным средством спорта, для выявления и сопоставления человеческих возможностей, придерживающихся определенных общепризнанных стандартов на основе регламента соревнований, таких как состав участников их количество, вес, возраст и. т. д., требования к инвентарю и спортивной инфраструктуры.

Еще статьи и книги

Велосипедный спорт Д. А. Полищук

В книге описаны базовые техники велосипедного спорта, содержание и структура инновационных систем подготовки квалифицированных велосипедистов. Приведены основные подходы к анализу их соревновательной деятельности и планирования многолетней подготовки. Предложены актуальные решения по планированию тренировочного процесса, специальная физическая подготовка и укомплектования команд с учетом возможностей велосипедистов.