Наверх
ряда

Способы тактической подготовки в восточных единоборствах

Содержание

 

Введение……………………………………………………………...2
Глава 1.Тактика………………………………………………………3
1.1.Тактическая подготовка…………………………………………4
1.2.Принципы тактической подготовки……………………………6
1.3.Динамические факторы тактики……………………………….8
1.4.Тактика ведения поединка……………………………………..10
Глава 2.Тактика выполнения технических действий………........11
2.1.Анализ структуры тактических действий…………………….13
2.2.Основные подходы к преобразованию тактики………………16
2.3.Тактические действия посредством перемещения…………...21
2.4.Тктические действия посредством броска…………………….23
Глава 3.Виды тактических упражнений…………………………...25
Глава 4.Контроль за технико–тактической 
подготовленностью в соревновательных условиях……………......27
Выводы………………………………………………………………..28
Литература……………………………………………………………29 

Введение 


Спортивные достижения в программно - циклических видах спорта возможны за счет использования качества опорно-двигательного аппарата и обеспечивающих энергетических систем организма. Эти системы в процессе спортивной тренировки подвергаются определенной адаптации к нагрузкам , что иногда называют их обучением и воспитанием. В программных, сложно -координационных видах спорта на первый план выступают координационные задатки и качество обучения сложным движениям. В ситуационных видах спорта (игры, единоборства) ко всему перечисленному прибавляются особые требования к скорости переработки информации, поступающей извне, способности оценивать постоянно меняющиеся события, принимать адекватные решения и быстро их реализовывать. Все это требует высоких интеллектуальных способностей, хорошей обученности и высокой помехоустойчивости всех систем организма, в особенности психологической.
Таким образом, после этапа базовой технической подготовки должен следовать этап научения целесообразному использованию приобретенной техники в зависимости от особенности меняющихся кинематических и динамических ситуаций. В данном случае имеются в виду меняющиеся условия взаимоположений и взаимозахватов, с одной стороны, и меняющихся направлений и величин усилий – с другой. При встрече двух единоборцев противопоставляются:
  • технические умения обоих;
  • их физические возможности реализовывать эти умения с максимальной силой, быстротой и длительностью;
  • умения тактически эффективно использовать свои возможности и нейтрализовать в этом противника. [2]

Актуальность исследования: Тактическая подготовка как способ целесообразного использования приобретенной техники в зависимости от особенности меняющихся кинематических и динамических ситуаций.
Объект исследования: Тактическая подготовка в единоборствах.
Предмет исследования: Способы тактической подготовки в восточных единоборствах.
Гипотеза исследования: Тактическая подготовка требует высоких интеллектуальных способностей, хорошей обученности и высокой помехоустойчивости всех систем организма, в особенности психологической.  Мы предполагаем, что тактическая подготовка способствует развитию всех этих качеств, а также уменьшению энергетических и психических затрат организма при достижении победы в борьбе.
Цель исследования: изучить способы тактической подготовки в восточных единоборствах. Анализ методик и принципов тактико-технического взаимодействия.
Задачи исследования: 
  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.
  2. Выявить общие принципы тактической подготовки в единоборствах.
  3. Определить взаимосвязь техники и тактики при обучении единоборствам.

Глава 1.Тактика 


Тактика — это выбор наиболее целесообразного использования техники, силы, ловкости, воли для достижения победы. Тактика тесно переплетается с техникой и психологическим состоянием спортсмена. Для успешного решения тактического плана нужны: хладнокровие, находчивость и решительность, умение правильно оценить создавшуюся обстановку, принять своевременное, самое верное решение.
Если описываем тактическое или техническое действие, стойка атакующего правая, то это же действие можно выполнять и в левой стойке, разница будет лишь в другой последовательности работы рук, ног и подворо - та туловища или разворота.
Борьба — это единоборство двух людей, обладающих не только разными физическими качествами, но и разным мышлением, психикой, волей и другими качествами. В тактике имеет большое значение опыт участия в соревнованиях, умение использовать для достижения победы любую оплошность, допущенную противником.
Тактическую подготовку борца можно разделить на подготовку к соревнованиям и на участие в соревнованиях.
В оба этапа решаются такие задачи, как тактическая подготовка технических действий, тактика ведения схватки, тактика участия в соревнованиях. [1]

1.1. Тактическая подготовка


Технико-тактическая подготовка вооружает спортсменов способами и методами ведения борьбы. Действовать во время соревнований тактически грамотно– значит уметь правильно распределять свои силы, подбирать и выполнять приемы, необходимые для достижения победы.
В схватке нужно учитывать возможный тактический план противника. Вовремя разгадать этот план и соответственно с этим построить свой собственный– важная сторона тактического умения.
Тактическая грамотность только тогда приносит пользу, когда спортсмен научится применять знания, приобретенные в тренировках, на практике.
Нужно уметь вести борьбу с противником высокого и низкого роста, бороться с борцом-левшой и т.д. Поэтому одной из задач тактической подготовки является развитие способностей занимающихся разрабатывать и осуществлять тактический план борьбы в соответствии с меняющимися условиями схватки.
 Базой для развития способностей применения тактики является хорошая теоретическая подготовленность, умение наблюдать и анализировать происходящее на ковре, умение критически относиться к своим спортивным результатам. Ценным также является умение разгадать тактические планы предполагаемых противников и в соответствии с этим целенаправленно построить тренировочный процесс в период подготовки к соревнованиям.
Поэтому для составления плана тактической подготовки в соревновательный период и плана ведения схватки используют следующие данные:
1.Сильные и слабые стороны противника в физической, технической, тактической и волевой подготовленности.
2.Преимущество противника, в физической подготовленности: какое физическое качество он чаще всего использует (силу, выносливость, быстроту, ловкость или гибкость). Конкретные недостатки в развитии физических качеств противника являются важными данными при составлении собственного тактического плана.
3.Общий объем техники, используемый противником в схватке; особенности выполнения каждого технического действия; какими защитными и контратакующими действиями владеет противник хорошо и какими плохо.
4.Как противник использует сильные стороны своей подготовленности в каждом периоде схватки.
5.Степень психологической подготовленности противника (смелость, решительность, настойчивость, выдержка и др.). Отсутствие или наличие у противника сильных психологических качеств оказывает существенное влияние на составление тактического плана схватки.
Весь комплекс технических и тактических знаний, умений и навыков начинает приобретать спортивное значение только при их практическом применении.
Тактическое мастерство зарождается при составлениипервого плана схватки и его выполнении. Поэтому в процессе совершенствования тактики широко применяют метод заданий. Давая спортсмену сложную, но выполнимую для него тактическую задачу, тренер сообщает ему все необходимые данные для составления конкретного плана действий.
 Большое значение в тактической подготовке спортсмена имеет умение вести личный дневник, в котором делаются записи об участии в соревнованиях. Спортсмен должен уметь объективно анализировать эти записи. [2]

1.2.Принципы тактической подготовки

 
Первый принцип:
Каждый должен обращать пристальное внимание на отношения между собой и другими. Например, перед началом атаки следует учесть вес противника, его сложение, сильные стороны, характер и прочее, не говоря уже о том, что вступающий в соревнования должен знать собственные сильные и слабые стороны и уметь визуально оценивать окружающую обстановку. В те времена, когда поединки проводились на улице, нужно было бы отметить, нет ли поблизости камней, канав, стен и тому подобного. В додзё следует обратить внимание на стены, людей или другие потенциальные препятствия. Если все внимательно осмотреть, то естественным образом придет понимание, как корректно победить противника.
Второй принцип:
Захват лидирующего положения. Игроки настольных игр, вроде шахмат или го, знакомы со стратегией провокации, когда выполненный ход соблазняет противника сделать определенный ответный. Эта концепция, очевидно, применима и к дзюдо, и к повседневной жизни.
Третий принцип:
Полностью осмыслив ситуацию, действуй решительно. Первая половина предложения тесно связана с первым принципом, согласно которому следует тщательно оценивать своего противника перед проведением технического приема.
Четвертый принцип:
Решительное действие обозначает отсутствие колебаний и задних мыслей.
Пятый принцип:
Выявляет главную сущность дзюдо. Он содержится в словах: «Следуй по простому пути: не становись самодовольным от победы и не ломайся при поражении: не ослабляй внимания, когда вокруг спокойно, «и не пугайся при опасности». Здесь содержится предостережение, что если мы позволим себе увлечься победой, то обязательно последует поражение. Здесь также, имеется в виду, что в любое время следует быть готовым к новому соревнованию, даже сразу после победы. Независимо от того, спокойно или бурно вокруг, необходимо всегда использовать любые средства, доступные в данных условиях ведущие к достижению цели.
Изучающие дзюдо должны постоянно «помнить эти пять принципов». Суммируя сказанное, можно сказать, что дзюдо — это духовная и физическая дисциплина, уроки которой можно применять в повседневных делах. Основной принцип дзюдо, руководящий всеми техниками атаки и защиты, заключается в том, что, какой бы ни была цель, ее лучше всего достичь, максимально эффективно используя для этого и душу, и тело. [3]

1.3.Динамические факторы тактики


Любая атака проходит в две стадии. Первая — это динамическая стадия дви­жения по направлению к вам, вокруг вас и так далее. Вторая стадия — техническая, это конкретная форма, которую принимает атака в виде удара, пинка, тычка и так далее. Динамическая стадия включает в себя то, что мы называем движением сближения, то есть нападающему необходимо уменьшить дистанцию между собой и его предполагаемой мишенью — вами и той частью вашего тела, куда он намерен нанести удар, тычок, пинок и так далее. Даже если он находится весьма близко от вас, все равно ему необходимо сделать шаг, наклониться или развернуться для того, чтобы занять позицию, наиболее благоприятную для непосредственного проведе­ния атаки.
Защитная стратегия начинается в тот момент, когда предполагаемый нападающий делает шаг или агрессивно разворачивается в вашу сторону. Его начальное телодвижение само по себе содержит факторы, которые будут использо­ваны вами для нейтрализации атаки, высвобождаемой с взрывной силой из движе­ния сближения. При формировании вашей защиты самым важным динамическим фактором является кинетическая энергия, которая высвобождается в результате начального движения нападающего, а также скорость и направление перемещения этой энергии.
Под кинетической энергией сближения подразумевается энергия, которая выс­вобождается при движении сближения. Находящимся в движении человеческим телом чрезвычайно легко маневрировать, и его вертикальная устойчивость в значи­тельной мере уменьшается за счет вертикальной инерции. Если вы толкнете чело­века, который стоит спокойно, уперевшись ногами в землю, вы почувствуете замет­ное сопротивление. Такой же или даже меньший по силе толчок (приложенный в том же направлении к человеку в неустойчивом, динамичном положении) может заставить его лететь кувырком.
Динамическая инерция находится в огромной зависимости от скорости началь­ного движения сближения. Чем быстрее человек движется, тем меньшей степенью контроля он обладает над своими движениями и тем легче вывести его из состояния равновесия. Напротив, чем медленнее человек движется, тем больше его контроль над движениями и тем труднее вывести его из равновесия.
Наряду с динамической инерцией и скоростью агрессивного движения сбли­жения следует принимать во внимание фактор направления, так как очень важно, чтобы вы ни в коем случае не встречали динамическую инерцию прямо, непосред­ственно сталкиваясь с ней. Можно увеличить динамическую инерцию сближения с помощью прямого ухода назад, при котором противник, влекомый вперед, утратит равновесие. И все же обычно управление движением сближения лучше проводить сбоку, придавая ему легкую кривизну и добавляя собственную силу (динамичес­кую силу) к уже усиленному движению. В результате противник теряет контроль над собственным движением и приходит в состояние неустойчивости и отсутствия концентрации энергии.
Существует два основных типа сближения, которые может применить атакую­щий: прямое (непосредственно и спереди) и круговое (закручивающаяся вовнутрь спираль). Оба этих типа сближения можно использовать для построения вашей стратегии защиты, — по сути, они становятся ее фундаментом. То есть самодвижение противника обеспечивает вас факторами, необходимыми для контроля над этим движением при помощи его «усиления» и последующего вовлечения в Круг Нейтрализации. [4]

1.4. Тактика ведения поединка

Задача тактики поединка - предварительно наметить и при необходимости перестроить тактический план действий в противоборстве с конкретным соперником. Особенности этого вида тактики тесно взаимосвязаны с физической и обусловлены психологической подготовленностью дзюдоистов и свойствами их индивидуальности.
Успешная реализация тактики ведения поединка усиливается рядом факторов. В тактике ведения поединка выделяют способы, определяющие поведение дзюдоистов в противоборстве.
Наступательная тактика характеризуется прямой стойкой, свободной манерой противоборства, реализацией комбинационных действий, состоящих из различных тактических маневров, сочетающихся с реальными попытками выполнения приемов.
Контратакующая тактика имеет свой признак - построение противоборства на встречных и ответных атаках, используя благоприятные моменты, возникающие при активных действиях со стороны соперника.
Оборонительная тактика у борцов проявляется сосредоточением внимания на защите, низкой активностью в поединке, попытками атаковать соперника в случае его ошибок.
Реализация тактического плана поединка разрабатывается с учетом определенных условий:
    а) способы решения тактических задач должны быть разрешены правилами соревнований; б) реализуемые  тактические  приемы  должны  соответствовать  состоянию  борца (уровню его спортивной формы, подготовленностью к конкретному соревнованию); в) тактический план должен составляться с учетом информации о соперниках («коронные» приемы, уровень специальной подготовленности, особенности психики и др.).

Глава 2. Тактика выполнения технических действий


Важной частью тактики являются тактические действия при выполнении атакующих и защитных действий. Этот вид тактических действий также как и другие виды тактики в неотделим от степени освоенности технических действий. Входе поединка с их помощью решаются 2 задачи: создание динамической ситуации, удобной для выполнения оцениваемого действия, и выполнение самого действия.
Важную роль при проведении технических действий в поединке играет тактика подготовки ситуаций  для выполнения атакующих действий. Она характеризуется действиями которые заставляют соперника нарушить свое равновесие в нужном направлении. Такие действия применяют не только для того, чтобы поставить соперника в неудобные и неустойчивые для него положения, но и вызвать напряжение его силы и тем самым создать благоприятные условия для проведения бросков.
Тактические умения проведения атакующих действий заключаются в использовании благоприятных условий, возникающих в ходе поединка, и в умении их создавать. На успешность проведения технических действий в поединке влияют:
    а) положения тела, которые принимают дзюдоисты в противоборстве, они могут способствовать (затруднять) выполнение технических действий;
    б) направления усилий соперника;
    в) физическое ослабление соперника;
    г) слабая психическая подготовленность соперника.
Важнейшее условие выполнения атакующих действий - выведение из равновесия партнера (соперника). Существуют следующие основные направления выведения из равновесия: вперед, назад, вправо, влево, вправо - вперед, влево - вперед, вправо - назад, влево - назад.
Выполняя выведение из равновесия, атакующий должен сохранять устойчивое положение тела, позволяющее провести техническое действие.
В период соревнований благоприятная для проведения атакующего действия динамическая ситуация может появиться случайно или создаваться преднамеренно.
В ходе поединка часто затруднен выбор правильного решения в различных ситуациях, поэтому важно изучать и моделировать в учебно-тренировочном процессе различные тактико-технические  действия  применительно  к  ситуациям, возникающим  в  ходе  поединка.
Применение тактических действий зависит от реакции соперника:
    а) при защите благоприятные условия могут быть специально созданы путем использования способов тактической подготовки - угроза, выведение из равновесия и сковывание;
    б) при  атакующих (контратакующих) действиях  применяются  тактические  действия встречная атака и вызов;
    в) заставить противника ошибиться можно, применяя тактику повторной атаки, обратного вызова, двойного обмана.
    Способы тактической подготовки для создания благоприятных условий в результате ответной реакции соперника (А. Н. Ленц) следующие:
    - способы, благодаря которым единоборец добивается необходимой ему защитной реакции соперника - угроза, сковывание, выведение из равновесия;
   -  способы, обеспечивающие  выгодную  для  единоборца  активную  реакцию  со  стороны соперника - вызов;
    - способы, в результате которых соперник либо не реагирует на действия единоборца, либо реагирует ослабленной защитой, либо расслаблением, к ним относятся повторная атака, обратный вызов, двойной обман.

2.1.Анализ структуры тактических действий при проведении бросков

 
В борьбе  тактическое  действие отделять от технического можно  только  теоретически. Обычно тактико-технические действия в борьбе рассматриваются как сложные координационные структуры, четко подразделяемые на 2 фазы:   первая - предварительные действия, направленные  на  приведение  соперника  в  положение, удобное  для  реализации  приема;
вторая - собственно прием. Критерием мастерства является умение выполнять их при различных сбивающих факторах и, прежде всего, сопротивлении соперника.
В процессе изучения тактических действий при проведении бросков, тренеру-преподавателю нужно не только объяснить и показать технику выполнения движения в стандартных условиях, но и возможность его применения в усложненных условиях.
Для этого важно конкретизировать структуру тактического действия на его модели. Согласно положениям концепции П. Я. Гальперина о поэтапном формировании действий и понятий при анализе  тактико-технических  действий при выполнении броска целесообразно выделить их информационно-наглядную модель, включающую ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части действия.
Ориентировочная часть тактического действия состоит из аналитического и синтетического звена. Аналитическое  звено включает  осознание  обучаемыми  двигательной  задачи тактического действия, формирование представлений о технике выполнения тактического действия, выделение главных моментов концентрации внимания (основных опорных точек - ООТ) в изучаемом тактическом действии.
С синтетическое  звено  включает  обобщение  благоприятных  условий  для  выполнения бросков, технические особенности их выполнения, рассмотрение изучаемых тактических действий в единстве с проведением приема.
Исполнительная часть включает выполнение изучаемых тактических действий в стандартных  условиях, когда  каждый  дзюдоист  решает  двигательную  задачу  без  активного сопротивления партнера. Решение двигательной задачи в усложненных условиях предусматривает наличие постепенно усложняющихся сбивающих факторов.
В зависимости от заданного способа тактического действия, дзюдоисты применяют самостоятельный выбор вида или характера тактического действия, наиболее подходящего к данной ситуации.
Контрольно-корректировочная часть осуществляет контроль за выполнением тактического действия. Тренер-преподаватель оценивает правильность техники выполнения тактического действия, дзюдоисты проводят рефлексивный анализ способа решения двигательной задачи, дают экспертные оценки действий партнеров для определения степени согласованности тактического действия и выполняемого броска. При контроле также учитывается результативность применения тактического  действия в  условиях обоюдного сопротивления.
На основе информационно-наглядной модели, возможно, проанализировать любое тактико-техническое действие, применяемое в борьбе, на основе полученной информации разработать методику его изучения в учебно-тренировочном процессе.
/img/upload/tid.png

2.2.Основные подходы к преобразованию тактических действий

Тактические действия при проведении бросков часто описаны в общем виде или в виде перечня условий, способствующих созданию благоприятных ситуаций, выражающихся: в преодолении оборонительных  усилий  соперника; в  потере им  равновесия  в  конкретном направлении; в провоцировании соперника на конкретные действия (захваты, перемещения, защиту, нападение); в использовании его усилий при проведении броска.
При проведении бросков выделяют следующие способы тактических действий: выведение из равновесия, угроза, сковывание, повторная атака, вызов. Эти способы относятся к тактико-техническим действиям, в которых помимо технической стороны (что нужно выполнить) существует тактическая сторона (каким образом это выполнить).
Преобразование тактических действий - это изменение их формы. В процессе преобразования  тактического  действия  важно  использовать  преобразующий  принцип, который способствует изменению одной формы тактического действия в другую.
Для изучения особенностей тактических действий необходимо их преобразовать, в частности тактическую сторону при помощи мотивационного преобразования ориентировочной основы действия.

 

/img/upload/ood1.png
 


Такой  подход  позволяет  разграничить  форму  тактического  действия  и  изучать  его  с дзюдоистами  различного  возраста  на  основе  ориентировочной  основы  действия (ООД).
Выделены несколько типов ООД.
ООД атакующего характера направлена на преодоление оборонительных усилий соперника и выполнение намеченного броска.
Угроза атакующего характера - это активные действия, вынуждающие соперника защищаться, или преодоление его защитных действий.
Сковывание атакующего характера - это активные действия, направленные на ограничение подвижности звеньев и частей тела соперника, защищаясь от сковывания, он отвлекается, чем создает условия для проведения броска.
Выведение из равновесия атакующего характера - это действия, направленные на преодоление защитных усилий соперника в направлении выполняемого броска Вызов атакующего характера - это действия способствующие ослаблению внимания сопернике и вызванные его защитными действиями.
Повторная  атака - это  действия, направленные  на  повторное  преодоление  защитных усилий соперника и выполнение броска.
ООД обманного  характера  провоцирует  соперника  на  конкретные  действия (захват, направление перемещения, бросок) и использование усилий противника для выполнения броска.
Угроза обманного характера - это действия, направленные на переключение внимания соперника  на  предварительное  действие, отвлекая  его  от  основного  броска  Сковывание обманного характера - это действия, направленные на ограничение подвижности звеньев и частей тела соперника с созданием для него ощущения легкого освобождения от сковывания что способствует расслаблению.
Выведение из равновесия обманного характера - это действия, направленные на потерю соперником  равновесия  в  противоположном  выполняемому  броску  направлении, его стремление восстановить равновесие создает благоприятную ситуацию.
    Вызов обманного характера - это действия, способствующие провоцированию соперника на активные действия, которые помогают выполнению планируемого броска.
Повторная атака обманного характера - это действие в направлении, противоположном основному броску (например, попытка выполнить бросок влево), что вызывает активное противодействие соперника и ослабляет его реакцию на проведение атаки в другом направлении к повторной атаке (иногда без смены захвата) соперник часто не готов.
ООД оборонительного характера направлена на срыв атаки соперника Угроза оборонительного характера - это ответные действия активного характера на каждую атаку соперника.
Сковывание оборонительного характера - это ответные действия, ограничивающие подвижность соперника в начале его атаки.
Выведение из равновесия оборонительного характера - это ответные действия на атаку соперника, способствующие потере им равновесия в момент выполнения броска.
Вызов оборонительно характера - это действия, при помощи которых соперник вынужден становиться в неудобное для своей атаки исходное положение.
Техническую  сторону  тактического  действия,  возможно,  преобразовать  структурно, с учетом внесения изменений в детали действия. Преобразование направлено на изменение характера  захвата, направление  перемещения, способа  выполнения  предварительного броска, способствующих  созданию  благоприятной  ситуации  для  проведения  основного броска.

 

  /img/upload/spt.png

 


2.3.Тактические действия посредством захвата

Сковывание атакующего характера захватом - это действия, направленные на ограничение действий соперника, вынуждающие его защищаться, стимулирующие процесс его освобождения от неудобного захвата.
Выведение из равновесия атакующего характера захватом - это действия, направленные на потерю соперником равновесия в направлении проводимого броска.
Вызов атакующего характера захватом - это действия, отвлекающие соперника на выполняемый захват, защищаясь от которого он ослабляет внимание.
Повторная атака захватом - это действия, направленные на повторное преодоление защитных усилий соперника при помощи выполняемого захвата.
Сковывание  обманного  характера  захватом - это  действия, ограничивающие  подвижность звеньев тела соперника, защищаясь от которых он легко и быстро освобождает одно из звеньев тела (руку) от сковывающего захвата, что создает благоприятную ситуацию для проведения броска.
Выведение из равновесия обманного характера захватом - это действия, направленные на выведение соперника из равновесия в разных направлениях «раздергивание», что вызывает его растерянность.
Вызов обманного характера захватом - это действия, проводимые в обоюдном захвате с соперником, направленные на ожидание его атаки, способствующей выполнению контрприема.
Повторная атака обманного характера захватом - это действия с применением определенного захвата, которому соперник активно сопротивляется, быстрая смена одного захвата на другой создает благоприятные условия для проведения броска.
Сковывание оборонительного характера захватом - это ответные действия, ограничивающие  свободу  подвижности  одного  из  звеньев  тела  соперника (руки) или  нескольких звеньев (рука, туловище).
Выведение из равновесия оборонительного характера захватом - это ответные действия, препятствующие атаке соперника при помощи  захвата, способствующие выведению его из равновесия в направлении выполняемого броска.
Вызов оборонительного характера захватом - это действия, провоцирующие соперника на определенный захват, из которого ему неудобно выполнить бросок.
Ложная атака захватом - это действия, заключающиеся в смене и разрыве захватов, изменении дистанции с соперником (ближняя, дальняя), стойки (высокая, низкая, правосторонняя, левосторонняя). Что затрудняет проведение броска.[9]

2.4.Тактические действия посредством перемещения 

Угроза атакующего характера перемещением - это действия, направленные на преодоление защитных усилий соперника при помощи перемещения, разгоняя массу его тела в направлении выполняемого броска.
Сковывание атакующего характера перемещением - это действия, ограничивающие подвижность сегментов тела соперника, выполняются «повисанием» на нем и нагружают массу его тела на выставленную ногу, что вызывает его защитную реакцию.
Выведение из равновесия атакующего характера перемещением - это операции (отшагивание, подшагивание), направленные на преодоление защитных действий соперника, способствующие потере им устойчивости в направлении выполняемого броска.
Вызов атакующего характера перемещением - это действия, позволяющие посредством целенаправленных перемещений стимулировать передвижение соперника в направлении выполняемого броска, преодолевая его защитные усилия. Угроза обманного характера перемещением - это действия, акцентирующие направление перемещения тела соперника противоположное направлению выполняемого броска, что вынуждает того двигаться в направлении выполняемого броска.
Сковывание обманного характера перемещением - это действия, направленные на сковывание сегментов тела соперника, нагружая его туловище, ногу. Защищаясь от неудобного положения, соперник начинает перераспределять массу тела, и направление его усилий оздает благоприятную ситуацию для проведения броска.
Выведение из равновесия обманного характера перемещением - это действия, направляющие перемещения противника в направлении броска, снижающие его внимание и «заводящие» его в положение, благоприятное для выполнения броска.
Вызов обманного характера перемещением - это действия вне захвата с соперником (перемещение в сторону, отступление назад), показывающие уклонение от борьбы, что способствует провоцированию противника на активное движение вперед, использование его усилий.
Угроза оборонительного характера перемещением - это ответные действия на атаку соперника, заключающиеся в неудобном для него «зеркальном» перемещении.
Сковывание оборонительного характера перемещением - это ответные действия, направленные на срыв атаки соперника, заключающиеся в перемещении в направлении его движения, «повисая» на нем в момент попытки выполнить бросок.
Выведение из равновесия оборонительного характера перемещением - это ответные действия на атаку соперника, заключающиеся в отшагивании от противника в направлении выполняемого им броска, что нарушает его устойчивость.
Вызов оборонительного характера перемещением - это действия, провоцирующие соперника на атаку в определенном направлении (в котором отработан надежный бросок). [7]

2.5.Тактические действия посредством броска

Угроза атакующего характера броском - это действия, акцентирующие проведение подготовительного броска в том же направлении, что и основного, от подготовительного броска соперник защищается и снижает концентрацию внимания, пропуская основной бросок.
Вызов атакующего характера броском - это действия, направленные на создание условий движения соперника в направлении основного броска, применяя подготовительный бросок в противоположном основному направлении.
Повторная атака броском - это действия, направленные на проведение броска сопернику, повторно преодолевая его защитные усилия.
Угроза обманного характера броском - это действия, акцентирующие внимание соперника на проведении подготовительного броска в направлении, противоположном основному броску, реагируя на который соперник создает благоприятные условия для проведения основного броска.
Вызов обманного характера броском - это действия, показывающие сопернику благоприятную ситуацию для выполнения броска, начиная атаковать, противник ослабляет внимание к защите и пропускает бросок.
Повторная атака обманного характера броском - это действия, направленные на выполнение нескольких (2-3) предварительных попыток выполнения броска не в полную силу, при этом соперник расслабляется.
Угроза оборонительного характера броском - это ответные действия на атаку соперника, показывающие возможность выполнения контрприема на атаку соперника.
Вызов оборонительного характера броском - это действия, показывающие возможность выполнения контратаки, заставляющие соперника останавливать атаку, что вызывает ее срыв.
Ложная атака броском - это ответные действия на попытку соперника выполнить бросок, заключающиеся в стремлении опередить его движения с целью защиты.
Тактические действия при проведении бросков необходимо изучать с дзюдоистами различного возраста. Это позволит совершенствовать технику броска в различных условиях и создаст предпосылки к внесению изменений в детали техники в процессе противоборства.
Для юных дзюдоистов 10-12-летнего возраста целесообразно начинать изучение тактических действий при проведении бросков с повторной атаки и выведения из равновесия. В учебно-тренировочном процессе дзюдоистов 13-15 лет необходимо совершенствовать ранее изученные тактические действия и осваивать новые - угроза, вызов, обман. По мере повышения уровня тактической, технической и физической подготовленности дзюдоистами 16-17 лет изучаются сковывание, обратный вызов, двойной обман.[8]

Глава 3.Виды тактических упражнений

а) Упражнения, включающие действия, специфичные для дзюдо (целесообразная потеря устойчивости атакующим, способствующая выведению соперника из равновесия при организации входа в прием и др.).
б) Упражнения, способствующие максимальному использованию кинетической энергии: движения, выполняемые с амортизатором, с манекеном, с партнером (имеющим задачу усложнить условия выполнения приема).
в) Упражнения, создающие динамические ситуации для выполнения приема (удерживание соперника в определенном захвате; использование выгодных ситуаций при атаке соперника, контратакующие действия).
г) Упражнения по решению эпизодов, в процессе учебных и учебно-тренировочных поединков, а также участие в игровых комплексах по выполнению элементарных тактических действий.
Тактические действия и способы тактической подготовки приемов изучаются в 3 этапа:
I этап - показ тренером-преподавателем изучаемого способа в наиболее часто применяемых ситуациях, затем выполнение дзюдоистами этого способа с обусловленным сопротивлением партнера и длительным пребыванием его в удобном для атаки положении (на месте и в движении), а также выполнение способа с обусловленным сопротивлением, но быстрым уходом партнера из удобного для атакующего борца положения (на месте и в движении);
II этап - выполнение способа тактической подготовки в учебно-тренировочном поединке (со специальным заданием атакующему борцу или произвольно);
III этап - выполнение способа тактической подготовки в тренировочном поединке.
У дзюдоистов необходимо формировать тактические знания, умения, навыки на всех этапах подготовки. При этом необходимо учитывать возрастные особенности, стаж занятий и, уровень подготовленности.[5]

Глава 4. Контроль за технико-тактической подготовленностью в соревновательных условиях

В соревнованиях наиболее отчетливо проявляются все положительные и отрицательные стороны подготовленности единоборцев. Чтобы оценить характер их соревновательной деятельности, необходимо:

1) зафиксировать соревновательную деятельность спортсмена;
2) оценить ее по определенным критериям.
Первая задача может быть решена либо оптическими методами (фото- и киносъемка, видео - магнитофонная запись и др.), либо педагогическими (наблюдение за действиями спортсмена и фиксация их в протоколе).
В настоящее время распространена фиксация соревновательных действий в протоколах специальными символами (стенографирование) . Это объясняется трудоемкостью и большими материальными затратами фиксации соревновательной деятельности оптическими методами, а также тем, что при последующем анализе кино или видеозаписи все равно необходимо заполнять специальный протокол.
Однако оптические методы позволяют запечатлеть трудноуловимые детали движений, которые стенографист зафиксировать не сможет. Поэтому рекомендуется комплексное, взаимодополняющее применение оптических и педагогических методов фиксации соревновательной деятельности спортсменов.[6]

Выводы

В данной курсовой работе мы собрали материал из книг и учебников выдающихся мастеров борьбы, которые достигли своих высот в разное время. Основываясь на их опыт, мы можем улучшить свое техническое мастерство, умение наблюдать и анализировать происходящее на ковре, умение критически относиться к своим спортивным результатам.
Постоянное улучшение и обогащение техни­ки – непременное условие роста тактического мастерст­ва. Если борец приобретает способность выполнять в бое­вых условиях хотя бы один какой-либо новый прием, то соответственно расширяется диапазон его тактических действий. Так, например, спортсмен, владеющий броском "мельницей" и переводами в партер захватом за ноги (ногу), освоил "вертушку" захватом за руку. Теперь пе­ред ним открывается возможность не только использо­вать ряд новых благоприятных ситуаций для атаки про­тивника, возникающих в схватке, но и разнообразить способы подготовки ранее освоенных технических дейст­вий, построить новые комбинации, в которых "вертушка" сочеталась бы с "мельницей" и приемами с захватом про­тивника за ноги. Данный пример показывает необходимость повышения уровня технико-тактической  подготовки.

Литература:

1.     А. Г. Мазур, М 13 Классическая борьба, М,, Воениздат, 1972г.
2.     Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо Дзюдо. Система и борьба: учебник
3.     Дзигоро Кано. Кодокан Дзюдо. Ростов – на - дону  издательство «Феникс» - 2000 448 е.
4.     А. Вестбрук О. Ратти.  Годзо Сиода. Айкидо динамическая сфера. «СОФИЯ», 1997.
5.     Василий Борисович Шестаков, Светлана Владимировна Ерегина. Теория и методика детско-юношеского дзюдо.
6.     Коблев Я. К. и др. К55 Борьба дзюдо/Коблев Я. К., Рубанов М. Н., Невзоров В. М. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 160 с., ил.
7.      Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. - сост. С. В. Ерегина и др. - М.: Советский спорт, 2005. - 268 с.
8.     Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Авт. - сост. С. В. Ерегина и др. / Национальный союз дзюдо. - М.: Советский спорт, 2006. - 212 с.
9.     Дзюдо: Методические рекомендации по физической культуре для дошкольников (с начальными формами упражнений дзюдо) / Авт. - сост. В. Б. Шестаков - М.: Советский спорт, 2006. - 368 с.

 

Еще статьи и книги

Спортивные игры под редакцией Марущака В. В.

Книга, представляет собой сборник спортивных игр, в котором содержится описание правил и методик проведения их в вооруженных силах. Приведены графики и планы проведения занятий с использованием различных методов физического воспитания. Что в конечном итоге повысит уровень физической и морально волевой подготовленности военнослужащих.

Спорт в школе "Волейбол"

В книге изложены основные темы о истории происхождения волейбола в нашей стране и за рубежом, содержательно объяснены принципы обучения техническим и тактическим приемам в волейболе. Книга рассчитана на широкий круг читателей любящих этот командный вид спорта, на преподавателей школ, колледжей и училищ.