Утренняя гигиеническая гимнастика

 

Содержание 

 

  1. Введение
  2. Гимнастика ее задачи и особенности
  3. Гигиеническая гимнастика
  4. Утренняя гигиеническая гимнастика
  5. Комплекс утренней гимнастики, стимулирующей работу головного мозга.
  6. Выводы
  7. Литература

Введение

 

Утренняя гигиеническая гимнастика играет важную роль в поддержании здоровья и повышении работоспособности организма. Этот вид гимнастики становится все более популярным в современном обществе, где люди сталкиваются с растущей нагрузкой и стрессом. Введение регулярной утренней гимнастики в режим каждодневной жизни может помочь улучшить физическое и психическое состояние, а также улучшить качество жизни.

Гимнастика ее задачи и особенности

 

Гимнастика – это совокупность исторически сложившихся средств и методов гармоничного воспитания людей.  Являясь спортивно-педагогической дисциплиной, она начинает свою историю с древней Греции. Само понятие гимнастика появилось от греческого слова гимнос – нагой или гимназо – упражняю, то есть упражняюсь, тренируюсь с голым телом. 

 Задачи гимнастики:

  • укрепление здоровья, совершенствование физическое развитие, физической подготовленности и формированию правильной осанки; 
  • Получение занимающимися знаний в области гимнастики, формирование и укрепление гигиенических навыков. Приучения к самостоятельности в занятиях физическими упражнениями, новым движениям и двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым опытом; 
  • Формирование организаторских и профессионально-приклад­ных умений и навыков, необходимых для успешной педагогиче­ской деятельности; 
  • Развитие физических (мышечная сила, быстрота и т.д.) и психических (ощущения, восприятие, внимание, память на движения и т.д.) способностей, необходимых для успешного выполнения гимнастических упражнений различной сложности, а также для освоения бытовых, профессиональных и военно-прикладных двигательных умений и навыков; 
  • Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств, а также формирование добросовестного и осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, общественной деятельности и труду. Развитие чувства товарищества, коллективизма, патриотизма и готовности защищать Родину;
    1. 1 - 2 медленно поворачивать голову вправо и лево. 
  • Подготовка высококвалифицированных спортсменов в спортивной и художественной гимнастике, а также акробатике как самостоятельных видов спорта.

Успешное решение перечисленных задач требует всестороннего педагогического воздействия на личность спортсмена, учитывая все её индивидуальные особенности и подструктуры, с использованием специфических для гимнастики средств и методов.

Средства гимнастики включают гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, природные силы, гигиенические процедуры и психорегулирующее воздействие слов педагога. Основными средствами являются гимнастические упражнения, музыка и слова педагога. Все эти средства можно сравнить с качественным инструментом в руках опытного и знающего педагога.

Методы — это способы использования гимнастических упражнений и других средств гимнастики для целенаправленного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения определяется следующими аспектами: количество повторений, дыхательные техники, сочетание напряжения и расслабления работающих мышц, а также методы восстановления сил после интенсивной и продолжительной мышечной работы.

 

Гигиеническая гимнастика

 

Гигиеническая гимнастика предназначена для сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой физической и умственной работоспособности, повышения трудовой и общественной активности, а также для восстановления после значительных физических, умственных и эмоциональных нагрузок или продолжительной малоподвижности. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах, с детьми дошкольного возраста, школьниками, студентами средних и высших учебных заведений, в оздоровительных лагерях, домах отдыха, санаториях и с военнослужащими Российской Армии.

Комплексы гигиенической гимнастики включают ходьбу и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Завершаются они упражнениями на глубокое дыхание и расслабление мышц. После занятий рекомендуются водные, воздушные и солнечные процедуры. Упражнения и степень нагрузки подбираются с учётом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовки и других индивидуальных особенностей участников.

Гигиеническая гимнастика может быть проведена в любое время суток: утром, чтобы быстрее начать активный день; днем, для снятия усталости и напряжения. Перед сном особенно полезны упражнения, включающие напряжение и последующее расслабление основных мышечных групп, совмещенные с глубоким дыханием и психологической подготовкой к глубокому и восстанавливающему сну. В армии такая гимнастика проводится после ночного отдыха с целью быстрее привести военнослужащих к рабочему состоянию, улучшить их физическую подготовленность и укрепить их организм.

Вводная гимнастика предназначена для быстрого вхождения занимающихся в учебную или трудовую деятельность. В школе это "гимнастика до занятий", на производстве — "гимнастика до работы". Включает упражнения, напоминающие профессиональные движения, и направлена на подготовку организма к активной и продуктивной работе. Продолжительность — от 5 до 10 минут.

Лечебная гимнастика представляет собой основу лечебной физической культуры (ЛФК) и помогает восстановлению функций организма после различных травм, болезней и хирургических вмешательств. Она используется в сочетании с другими лечебными методами при различных заболеваниях, особенно эффективна для лечения проблем опорно-двигательного аппарата.

Комплексы лечебной гимнастики для школьников разрабатываются с участием врача и учителя физкультуры, учитывая индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого ученика. В медицинских учреждениях упражнения подбираются в зависимости от характера заболевания и индивидуальных особенностей пациента. В комплексы могут входить разнообразные упражнения с использованием предметов, таких как палки, гантели, мячи и другие.

Основной формой занятий являются уроки или процедуры продолжительностью от 30 до 60 минут. Современные методы лечебной физической культуры включают также нетрадиционные подходы, такие как коррекционная, релаксационная, восстановительная и дыхательная гимнастика.

 

Утренняя гигиеническая гимнастика

 

Серия простых упражнений утренней гигиенической гимнастики, "зарядка", помогает легко преодолеть утреннюю вялость и активизировать организм после ночного покоя. В контексте производственной физической культуры утренняя зарядка стимулирует центральную нервную систему, постепенно активизирует основные функциональные системы организма и способствует более быстрой адаптации к трудовым задачам. Исследования показывают, что студенты, регулярно занимающиеся утренней зарядкой, начинают качественную учебную деятельность уже через 15 минут после начала занятий, в то время как у тех, кто не выполняет зарядку, этот период может составить до 45 минут. 

В комплекс утренней гигиенической гимнастики включаются упражнения, имеющие как корригирующий, так и профилактический характер. При составлении индивидуального комплекса необходимо учитывать следующие требования:

  • Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма и особенностям трудовой деятельности.
  • Они должны выполняться в определенной последовательности.
  • Упражнения должны быть в основном динамическими, выполняться без значительных усилий и задержек дыхания.
  • Нагрузка должна постепенно возрастать, снижаясь к концу зарядки.
  • Комплекс утренней гимнастики следует периодически обновлять, так как привычность к одним и тем же упражнениям может снизить эффективность занятий.

Вот примерная последовательность упражнений утренней гигиенической гимнастики для работников умственного труда:

  1. Начало с постепенного перехода организма из заторможенного состояния в рабочее: ходьба, медленный бег, потягивания.
  2. Далее следуют упражнения, стимулирующие работу сердечно-сосудистой системы, такие как махи руками в разных направлениях и неглубокие выпады.
  3. Затем идут упражнения для укрепления мышц тела, тренировки дыхания и улучшения кровообращения в мозге, включая вращения и наклоны головы, туловища, повороты и наклоны в стороны, а также прогибание назад.
  4. Далее включаются упражнения для развития силы.
  5. После этого следуют упражнения для подвижности суставов.
  6. Затем упражнения, направленные на тренировку мышц брюшного пресса.
  7. Последние включают в себя упражнения для ног, включая приседания на одной ноге и подскоки.
  8. Завершают утреннюю гигиеническую гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания, такие как ходьба с движениями рук.

Продолжительность утренней гимнастики может варьироваться от 8 до 10 до 20–30 минут. Обычно здоровые люди до 40 лет могут выполнять такую зарядку с темпом, при котором пульс повышается до 150 ударов в минуту. После 50 лет этот показатель составляет 140 ударов в минуту, а для 60-летних — 120 ударов в минуту. Однако не все люди легко переносят утренние нагрузки. Для некоторых из них целесообразно ограничиться минимальным количеством упражнений, направленных на снятие утренней вялости, и оставить более интенсивные упражнения на вечер.

 

Комплекс утренней гимнастики, стимулирующей работу головного мозга.

 

Содержание

Дозировка

Организационно методические указания

Наклоны и повороты головы.

  1. 3 – 4 посмотрите вверх и вниз.
  2. 5 – 6 наклон головы вправо и лево.

 

Вращение плечами.

  1. 1 – 4 вращение плечами вперед.
  2. 5 – 8 вращение плечами назад.

 

Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.

  1. 1 – 4 коснитесь плеч, затем выпрямите руки в стороны ладонями вверх.
  2. 5 – 8 снова коснитесь плеч и подымите руки над головой.

 

  Упражнение для кистей.

  1. 1 – 2 прижав ладони к стене наклон вперед.
  2. 3 – 4 руки в замок и поднимите над головой.
  3.  5 – 6 опустите руки.
  4. 7 – 8 сцепите руки за головой отведение локтей назад.

 

Наклон вперед.

  1. 1 – 2 Руки на пояс наклон вперед.
  2. 3 – 4 руки на пояс выпрямитесь. 

 

Сгибание и разгибание стоп.

  1. 1 – 4 сидя на стуле выпрямить левую ногу. Вытягивать носок и натягивать стопу на себя.  
  2. 5 – 6 то же правой ногой.

 

Поднимание и опускание ног.

  1. 1 – 2 сидя на стуле поднять и опустить левую ногу.
  2. 3 – 4 то же правой ногой.

 

  1. 1 – 2 стоя ноги на ширине плеч поднимать левую ногу.
  2. 3 – 4 то же правой.
    1. Гимнастика.  М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова.

 

8 раз

 

 

8 раз

 

 

8 раз

 

 

 

2 раза

 

 

4 раза

 

 

4 раза

 

 

 

 

4 раза

 

 

 

4 раза

 

 

 

 

Движения должны быть медленными и спокойными. Без резких движений.

 

 

 

 

 

Спина прямая, смотреть прямо.

 

 

 

 

Стопы на ширине плеч, стопы параллельно друг другу.

 

Руки опускать медленно.

 

 

 

 

Выпрямляйтесь медленно.

 

 

 

 

Корпус прямо, руки опущены вниз.

 

 

 

Ноги выпрямлены в коленных суставах, корпус прямо.  

 

Выводы

 

Утренняя гигиеническая гимнастика является эффективным средством поддержания здоровья и повышения работоспособности. Она способствует активации организма, улучшению кровообращения, поддержанию тонуса мышц и улучшению настроения. Регулярное занятие утренней гимнастикой может привести к уменьшению утомляемости, повышению энергии и улучшению общего самочувствия. Таким образом, включение утренней гигиенической гимнастики в повседневную жизнь может быть полезным шагом к заботе о собственном здоровье и благополучии.

 

Литература

  1. Физическая культура студента. В. И. Виленскоий.
  2. Гимнастика.  М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова.
  3. Лечебная гимнастика Энциклопедия Дебра Дейли