Наверх

Волейбол

Реферат


Содержание

  1. История волейбола
  2. Техника и тактика волейбола
  3. Система подготовки волейболистов
  4. Организация и проведение соревнований

История волейбола

Спортивная игра волейбол, была придумана в Соединенных Штатах Америки учителем физической культуры штата Массачусетс г. Гелиок Вильямом Морганом. Его инициатива заключалась в том, что он искал игру в которую могут играть несколько участников с наименьшими финансовыми затратами. Еще одна версия происхождения этой игры повествует о пожарниках, которые натянули веревку выше собственного роста и стали перекидывать через нее надутую камеру. А также существует история о том что Вильям Морган натянул сетку для большого тенниса на высоту примерно в полтора метра над землей, и пригласил пожилых людей для перебрасывания мяча через нее, что способствует укреплению опорно — мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Эти события проходили в 1895 г.

При демонстрации игры в Спрингфилде на конференции (Союза христианской молодежи) в 1896 г., она была названа волейболом (летающий мяч). При выборе названия профессор Альфред Т. Хальстеда руководствовался условиями игры в которой игроки старались ударяя руками по мячу перекинуть его через сетку на сторону противника, то есть мяч перелетел через сетку.

В 1897 г. были введены первые правила игры.

  1. разметка площадки;
  2. игровые принадлежности;
  3. размеры площадки, сетки, мяча;
  4. мяч должен быть из кожи или плотном футляре;
  5. подача производится открытой ладонью, подающий игрок должен стоять одной ногой на линии;
  6. при каждой не принятой противоположной командой подачи засчитывается одно очко. Если команда теряет подачу то подающий игрок меняется;
  7. очко теряется если мяч улетает в аут или попадает в сетку;
  8. количество игроков в команде не ограничивается правилами.

1900 г. происходит активная популяризация волейбола в странах Южной Америки, Японии, далее игра начала активно распространяться в Европе.

1922 г. Америка просит международный олимпийский комитет включить игру в программу VIII Олимпийских игр. Но из за недостаточности участников играющих в эту игру получила отказ. В этом же году изменятся правила игры в части ограничения количества игроков до 6 человек в команде, установления средней линии и введения до трех ударов по мячу.

1929 г. происходит эволюция игры в сторону ее систематизации и целесообразности технических действий, направленных на модернизацию подач и атакующих ударов. Совершенствуются приемы передач, бросков в падении, групповых блокирований.

К 1939 г. продолжается развитие техники и тактики игры. При групповом блоке стали применяться боковые атакующие удары от края сетки. В атаке используются тактические маневры в виде обманных атак и страховке блокирующих игроков, улучшено взаимодействие в приеме и передачи мяча.

После окончания второй мировой войны в Париже создается Международная федерация волейбола. В 1948 г. в был проведен первый чемпионат Европы среди мужских команд,а в 1949 г. в Праге проведен среди женщин.

1957 г. игра была включена в программу XVIII олимпийских игр в Токио. Где сборная СССР заняла первое место среди мужских команд, а среди женских команд победила Япония.

Развитие волейбола в СССР и России

С 1922 г. в СССР волейбол активно используется в советской системе физического воспитания для развития моторных функций организма, воспитание командной сплоченности, чувства товарищества и. т. д.

Московский Совет физической культуры в 1925 г. разработал и утвердил первые в советском союзе официальные правила проведения соревнований по волейболу.

1928 г. в Москве был проведен всесоюзный чемпионат в котором победителями стали игроки из Украины.

С 1933 г. по всему советскому союзу проводятся чемпионаты, спартакиады и первенства, среди женских и мужских команд. Данные соревнования носили массовый характер, так как в практически в каждой школе, строились волейбольные спортзалы, площадки.

1940 г. советские команды виртуозно владели техникой и тактикой игры, применяли новую тактику в атаке используя атакующие действия удара с первой передачи. Спортсмены показывали красивую игру основанную на отличном понимании тактики в нападении и защите.

Великая отечественная война полностью прервала спортивное развитие страны. Почти все спортсмены, отправились на защиту своей родины в борьбе с фашистскими захватчиками. Многие отличные волейболисты не вернулись или стали инвалидами, после кровавой и ожесточенной войны в которой они одержали безоговорочную победу.

После войны в 1947 г. советские студенты участвовали во всемирном фестивале демократической молодежи в Праге. На этом фестивале, принимала участие мужская студенческая команда, одержав победу стала первым лауреатом фестиваля.

С 1950 г. по 1990 г. Советские команды активно участвуют во всех чемпионатах, Олимпийских играх, спартакиадах, фестивалях развивая и совершенствуя технику и тактику игры.

1999 г. объявляется система под названием «тай-брейк», играют 4 партии до 25 очков, а 5 партия до 15 очков. Вводится игрок «либеро» свободный защитник с формой другого цвета. Он заменяет любого игрока задней линии, такая замена не учитывается в числе разрешенных. Либеро не имеет право атакующего удара выше верхнего края сетки, не может подавать и блокировать.

На сегодняшний день в наших командах играют квалифицированные и опытные игроки. Отбор которых, производится по очень жестким критериям с высокой конкуренцией, среди российских волейболистов.

Техника и тактика волейбола

Техника игры

Техникой игры называют, совокупность специализированных приемов логично связанных между собой, для достижения волейболистом наилучшего результата в игре. Чтобы успешно действовать в стремительно изменяющиеся ситуации, игроку необходимо знать и применять наибольшее количество полезных в данный момент приемов и способов, позволяющих ему достичь наибольшей эффективности в игре.

Технический прием — похожие по структуре рациональные движения решающие часто повторяющиеся и одинаковые задачи. В практически во всех технических приемах присутствуют мелкие отличия в движениях.

Техника перемещений

Перемещения по площадке позволяют использовать все технические приемы в тех местах где они наиболее полезны в данный момент. В перемещения входят технические действия: стойки, приставные и скрестные шаги , скачки, бег.

Стойка: позволяет

игроку быть готовым к быстрому перемещению по площадке, реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию на площадке.

Ходьба: движение по площадке происходит пружинистым шагом на полусогнутых ногах, приставным и скрестным шагом, для смещения в сторону при принятии мяча во время подачи противника.

Бег: быстрое перемещение игрока, с использованием ускорений по площадке, вперед и назад, для успешной его перегруппировки во время защиты или атаке.

Скачок: при изучении скачков следует в первую очередь практиковать безопасное приземление и страховку при использовании данного технического средства. Скачки позволяют быстро реагировать на атакующий удар, используются при одиночном или групповом блоке.

Техника подачи

Подача — это технический прием который позволяет игроку ввести мяч в игру.

Верхняя прямая подача — производится подбрасыванием мяча вверх одной рукой с последующим ударным движениям другой рукой. Во время удара по мячу, кисть должна быть напряжена, для того чтобы мяч летел строго вперед и вверх.

Верхняя боковая подача — стоя боком к сетке мяч подбрасывается вверх примерно на полтора метра, правая рука выполняет замах вправо-назад при этом плечо опускается вниз, а правая нога слегка сгибается в коленном суставе. В момент удара правая нога выносится по дуге вперед.

Верхняя прямая подача в прыжке с разбега — с 2-3 метров от лицевой линии игрок подбрасывает мяч на 3-4 метра вверх, выполняет разбег и прыжок вверх с замахом как в нападающем ударе. И используя инерцию прыжка отправить мяч в сторону противника.

Нижняя прямая подача — выполняется стоя лицом к сетке ударом по мячу прямой рукой маховым движением снизу вперед вверх. При подготовке к удару мяч подбрасывается примерно на полметра над головой.

Нижняя боковая подача — при нижней боковой подаче подающий становится боком к сетке, выполняет замах правой рукой назад-вправо-вниз и маховым движением ударяет по мячу, находящемуся в этот момент на уровне пояса.

Техника передачи

Выполняется с исходной стойки готовности, ноги шире плеч руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне плеч. Для успешного проведения приема мяча следует развивать ускорение и быструю остановку (челночный бег). Во время приема мяча сверху двумя руками игрок держит кисти на уровне глаз и формирует треугольник из указательных и больших пальцев. При этом основная нагрузка ложится на большие пальцы, а указательные выполняют роль направляющих.

Техника приема мяча снизу двумя руками

Один из основных приемов защиты от подачи и атакующего удара со стороны противоположной команды. Применяется при низко летящем мяче и обеспечивает успешное выполнение контр атакующих действий команды. Прием выполняется с исходного положения: ноги согнуты в коленных суставах, одна нога выставлена вперед, кисти сомкнуты, руки прямые и опущены вниз в готовности принять мяч. При приеме мяча он не отбивается, а наоборот гасится его кинетическая энергия.

Также прием мяча снизу может осуществляться одной рукой, одной рукой в падении, в прыжке и.т.д.

Тактика игры

Тактика — это рациональное использование приемов игры, для успешной реализации функционала каждого игрока достигая при этом превосходства над противоположной командой. Тактические действия разделяются на атакующие и защитные, а они в свою очередь на индивидуальные и групповые. Распределение игроков по его игровым особенностям позволяет более эффективно использовать их индивидуальные возможности.

Тактика ведения игры состоит из способов и средств, рассматриваемые в связке с задачами, которые ставятся перед нами во время соревнований. Моделирование ситуаций, приближенных к соревновательным, так как это возможно будет происходить в игре с будущим противником, учитывая его слабые и сильные стороны и является основной задачей тактической подготовки. Что бы узнать тактику игры противника, сегодня достаточно посмотреть видео с их выступлением на соревнованиях, а также если возможно, видео их тренировочного процесса.

Индивидуальные и командные тактические действия, занимают особое место в тактике игры. Первое предполагает предугадывание действий противника выбором местоположения на площадке и выполнения ими приемов. Второе это использование тактических комбинаций и игровых систем.

Определенные действия игрока без мяча, включая предугадывание действий противника, выбор им места на площадке, перемещения, ведения игры, морально-волевые проявления игрока противоположной команды, его технические приёмы и их разновидности. являются средствами тактики.

В соревновательном процессе, игрок исходя из изменяющиеся ситуации во время игры, имеет возможность применить одну из имеющегося у него арсенала разновидностей технического приема, достигая при этом различных результатов. Исходя из этого, эффективность тактических средств ведения игры взаимосвязаны с конкретными действиями противоположной команды. Для того чтобы достичь этой цели, игроков обучают наиболее эффективным тактическим средствам нападения, против очень сильной защиты противника и их оборонных действий, а также против возможного контр наступления противника.

Тактическими способами ведения игры называют согласованные и целенаправленные действия нескольких игроков, использующих тактические комбинации, а также системой игры для всей команды.

Любая система игры имеет определенное распределение обязанностей игроков команды и их расположением на площадке. Тактическое действие это не взаимосвязь сложных идеомоторных процессов, проходящих один за другим и в один момент.

Тактическое действие можно разделить на три фазы:

  1. Восприятие и анализ соревновательной ситуации
  2. Мысленное решение тактической задачи
  3. Осуществление тактической задачи в движении

При быстром и точном восприятии и анализе игровой ситуации , игрок избежит множество ошибок при выполнении тактических действий. Для того чтобы развить игроке качественное восприятие, нужно совершенствовать объем и глубину зрения. Особое значение при этом имеют:

  • точность зрительно-моторных оценок
  • уровень тактического мастерства
  • тактический опыт
  • быстрота протекания мыслительных процессов
  • сосредоточенность и «настройка» спортсмена.

Восприятие соревновательной ситуации это только часть первой фазы тактического действия. Для точного восприятия деталей тактической ситуации игрок должен проявить целеустремленность. Что необходимо для мыслительного процесса в решении тактической задачи, а также анализе и оценки тактической ситуации.

Вторая фаза — это мыслительное решение тактической задачи. При которой поступающая в мозг игрока из окружающей среды информация, анализируется и посылается опорно-мышечному аппарату для выполнения двигательной задачи. Данное качество совершенствуется специальными упражнениями и конечно в процессе игры на соревнованиях.

Третья фаза — включает в себя симбиоз из двух предыдущих фаз. Действия которых преобразуются в комплексную деятельность состоящею из интеллектуальных и физических способностей человека для решения тактической задачи.

Система подготовки волейболистов

Система это связь схожих между собой элементов, которые образуют единую целостно ориентированную структуру для достижения определенной цели. Исходя из вышесказанного подготовка волейболистов, может быть успешной только в том случае, если ее рассматривать как одну целую систему, согласованные части которой направлены на успешное решение основных задач.

В подготовку волейболистов входят спортивно-массовые мероприятия и систематические занятия в школах, университетах, колледжах, а также на общественных спортивных площадках, которые способствуют совершенствованию их навыков.

Подготовка волейболистов многолетний и сложный процесс который можно разделить на три взаимосвязанные составные части:

  • Подготовка волейболистов группы высшего спортивного совершенствования
  • Подготовка спортивных резервов
  • Подготовка в спортивно-массовой и оздоровительной работе.
Модель системы подготовки волейболистов
Модель системы подготовки волейболистов

Организация и проведение соревнований

Соревнования по волейболу имеют огромное значение в развитии здорового образа жизни, среди молодежи и способствуют его массовости, а также распространению волейбола в нашей стране. Проведение соревнований необходимы для совершенствования навыков, тактической подготовки, выявления уровня физической подготовленности.

Соревнования имеют особое влияние на морально волевые качества спортсмена, его чувства коллективизма, поддержки и сотоварищества.


Виды соревнований

В соревнованиях по волейболу участвуют детские, юношеские команды, взрослые, ветераны, команды высшего спортивного совершенствования. Основным организационным принципом системы соревнований можно считать, последовательность и этапность, чередование соревнований различного уровня, учитывая место и время проведения соревнований.

Соревнования делятся на основные и вспомогательные.

Основные — это соревнования, которые проводятся в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Основываясь на ее результаты, спортсмены получают звания победителей или чемпионов. Еще к ним относятся соревнования внесенные в единый календарный план спортивных мероприятий, проводятся согласно утвержденному положению соревнований.

  • первенства или чемпионаты
  • соревнования на кубок
  • официальные отборочные соревнования
Вспомогательные соревнования:
  • контрольные игры
  • товарищеские игры
  • показательные игры
  • блиц-турниры

Возрастные категории участников соревнований:
  • детские
  • юношеские
  • юниорские
  • молодежные
  • для взрослых
Виды соревнований по решаемым задачам:
  • вспомогательные
  • показательные
  • товарищеские
  • контрольные
  • отборочные
  • основные

По рангу соревнований:
  • ведомственные
  • районные
  • городские
  • краевые
  • окружные
  • всероссийские
По характеру организации и системе проведения:
  • блиц — турниры
  • кубковые
  • чемпионаты
  • первенства.

Выводы

Волейбол является частью программы по физической культуре и основным средством воспитания молодежи, укрепления здоровья, развития быстроты, ловкости и гибкости. При обучении физическому воспитанию, используют спортивную игру волейбол для формирования всесторонней развитой личности, привлечению школьников и студентов к спортивно-массовой деятельности, повышения у них мотивации к физическому совершенствованию.

Игра в волейбол способствует развитию интеллектуальных способностей, креативного мышления, свободному общению и духу товарищества. При этом во время игры создается возможность проявить смекалку, быстроту, ловкость, силу, морально-волевых качеств, а также других свойств личности.

Литература:

1. А. А. Нестеров, З. А. Чейшвили, В. И. Станкевич, и. др. Под ред. В. В. Марущака. Воениздат 1985 г. 267с.

2. Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368 с., ил.

3. Волейбол: [Учебник для «ус..». пед. ин-тов].—Мн.: Выш. школа, физ. воспитания 1979,—192 с" ил

4. Астахова М.В., Стрельченко В.Ф., Крахмалев Д.П. Волейбол. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» для студентов очной и заочной форм обучения по всем направлениям подготовки бакалавров / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. — Пятигорск: СКФУ, 2014. −114 с.

Еще статьи и книги

Гимнастическое многоборье. Женские виды. Вольные упражнения.

Вольные упражнения один из самых красивых видов гимнастики, в котором сочетаются легкость и пластичность танца с точностью и силой акробатических упражнений. Исторически сложившееся тенденция развития упражнений приняла в вольных упражнениях развитие всех положительных физических качеств. Взятых из танцевальных, балетных упражнений, связанных с акробатикой. В книге вы найдете полное и точное объяснение техники вольных упражнений. Графики и таблицы, в которых дифференцированы упражнения по их составу и применению. Подробно описаны принципы составления элементов вольных упражнений в одну стройную и красивую программу.

Возрастная и педагогическая психология

Учебное пособие, написанное известными отечественными психологами, открывает перед читателями две научные дисциплины возрастную и педагогическую психологию, объединенные единым замыслом анализа тех вопросов и проблем, с которыми повседневно сталкивается учитель в своей профессиональной деятельности. В учебном пособии не только детально рассмотрены теоретические вопросы, но и даны практические задания и методики психологической диагностики по каждой теме. Пособие предназначено для студентов педагогических специальностей всех форм обучения.

Волейбол под редакцией проффесора А. В. Беляева и доцента М. В. Савина

Учебник соответствует всем критериям и требованиям к обучению волейболу, в высших учебных заведениях по физической культуре и спорту. Включает в себя программы подготовки специалистов в направлении тренер: по волейболу факультет, физическая культура. В учебнике студенты приобретут знания, по теории и методике обучения, тактики и техники в волейболе. В процессе изучения получат знания и умения, профессионально-педагогические навыки, ознакомятся с организационно методической и тренерско-педагогической работой. Вникнут в систему воспитательно-педагогического и государственного аппарата по физической культуре и спорту.

Волейбол Ивойлов А. В.

В учебник включены научные исследования, которые проводились в области техники и тактики, а также методик подготовки волейболистов. Здесь отражены систематизированные концепции техники спортивных игр и исследования основанные на современных, в то время электро технических средствах изучения данных, полученных в процессе учебно-тренировочных занятий. В учебнике собран обширный опыт многих преподавателей и тренеров в попытке изменить основополагающие положений педагогики и теории спортивных тренировок в волейболе.

Волейбол, учебно-методическое пособие

Формирование знаний и навыков, является главным условием успешной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Волейбол является спортивной игрой, которая способствует вовлечению большого числа студенческой молодежи к занятиям физической культуры и спорту, не только на уроках, но и на внеурочных занятиях. Это учебное пособие поможет систематизировать и расширить знания дисциплины: элективные курсы по физической культуре и спорту. Позволит студентам изучить новые правила игры и освоить различные технические приемы. Пособие определено для студентов обучающихся в вузах не физкультурного направления.

Волейбол практическое руководство для начинающих

Эта книга поможет большому количеству людей научиться играть в волейбол, в ней представлены инструкции и упражнения для успешного совершенствования своего мастерства в этом виде спорта.

Спорт в школе "Волейбол"

В книге изложены основные темы о истории происхождения волейбола в нашей стране и за рубежом, содержательно объяснены принципы обучения техническим и тактическим приемам в волейболе. Книга рассчитана на широкий круг читателей любящих этот командный вид спорта, на преподавателей школ, колледжей и училищ.