Здоровый образ жизни студентов

Содержание

  1. Культура здоровья студента
  2. Содержание здорового образа жизни студентов
  3. Характеристики здорового образа жизни студента
  4. Влияние окружающей среды на здоровье
  5. Направленность, здоровье и самооценка
  6. Личная гигиена н закаливание
  7. Гигиенические основы закаливания
  8. Профилактика вредных привычек
  9. Выводы
  10. Литература

     

Введение

В последние годы растет внимание к здоровому образу жизни студентов из-за обеспокоенности общества состоянием здоровья выпускников вузов, увеличением заболеваемости во время профессиональной подготовки и последующим снижением работоспособности. Важно понимать, что здоровый образ жизни не является какой-то особенной формой существования, отделенной от общего образа жизни.

Здоровый образ жизни представляет собой типичную структуру форм жизнедеятельности студентов, характеризующуюся единством и целесообразностью процессов самоорганизации, самодисциплины, саморегуляции и саморазвития. Эти процессы направлены на укрепление адаптивных возможностей организма, полную самореализацию способностей, талантов и сил в общекультурном и профессиональном развитии, а также в жизни в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в которой появляются реальные условия для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта. Это способствует максимальному раскрытию психофизиологического потенциала личности и активизации процесса её самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни у студента формируется ответственность за своё здоровье как часть общекультурного развития, что выражается в единстве стилевых особенностей поведения и способности построить себя как личность в соответствии с представлениями о полноценной духовной и нравственной жизни.

 

Культура здоровья студента

Культура здоровья студента включает проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья на определенном этапе индивидуального развития организма, который приходится на период обучения в вузе. Этот этап онтогенеза является биологически кризисным и переломным, характеризующимся интенсивной социализацией студента. 

Исходя из принципа единства организма и среды, индивидуальное здоровье формируется на протяжении всей жизни в конкретных условиях социального окружения, которое постоянно изменяется. Это окружение последовательно включает различные педагогические системы: семейную, дошкольную, школьную и вузовскую.

Педагогическая система в вузе значительно отличается от школьной. Она характеризуется повышенными требованиями к уровню знаний студентов, акцентируя самостоятельное творческое усвоение и осмысление большого объема сложной информации, а также её применение на практике. Новые условия вуза становятся для студентов экстремальными. К основным из них относятся:

  • информационные перегрузки;
  • дефицит времени и сна;
  • гиподинамия;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • злоупотребление наркотическими веществами (алкоголь, табак, наркотики).

Ситуация осложняется тем, что в период обучения в вузе организм студента проходит через интенсивные морфофункциональные и психофизиологические изменения, связанные с половым созреванием. Это само по себе вызывает напряжение механизмов регуляции жизнедеятельности, что приводит к нарушению оптимального баланса взаимодействия функций центральной нервной системы и гормональной сферы.

В результате одновременного влияния на определенном этапе онтогенеза двух наиболее активных факторов — социального и биологического, которые определяют развитие и созревание физических и личностных качеств, происходит напряжение и последующее перенапряжение механизмов адаптации студента к образовательному процессу. Это в конечном итоге приводит к ухудшению его здоровья. Современные условия предъявляют повышенные требования к выпускникам вузов, для которых высокий профессионализм и творческое долголетие возможны лишь при хорошем здоровье. Таким образом, здоровье является основой жизненного успеха и одним из ключевых факторов конкурентоспособности.

Таким образом, в процессе достижения социального прогресса возникает противоречие между необходимостью высокого уровня знаний и состояния здоровья молодого поколения, с одной стороны, и их снижением из-за кризисных возрастных биологических особенностей и экстремальных условий окружающей среды, с другой. 

Для разрешения этого противоречия необходимо разработать объединённый междисциплинарный принцип и стратегию мер, которые обеспечат повышение резервных возможностей организма в критический период онтогенеза. Это позволит оптимизировать индивидуальное развитие и здоровье, что станет основной предпосылкой для достижения высокого уровня социального прогресса в будущем.

 

Содержание здорового образа жизни студентов

Это отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения и организации жизнедеятельности, который закреплен в виде образцов, ставших традиционными. Основными элементами здорового образа жизни являются: соблюдение режима труда и отдыха, правильного питания и сна, соблюдение гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима физической активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, способствующий развитию личности.

При организации своей жизнедеятельности личность внедряет упорядоченность, используя определенные структурные компоненты. Это может включать определенный режим, когда, например, студент регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями и проводит закаливающие процедуры. Также устойчивой может быть последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день отводится на общение с друзьями, другой на домашние дела, а третий на занятия физической культурой.

 

Характеристики здорового образа жизни студента

Характеристики здорового образа жизни остаются стабильными в условиях постоянно меняющегося окружения, служа как бы барьерами, защищающими от постоянной необходимости реагировать на разнообразные мнения, оценки и требования, вокруг человека. В пределах этих границ студент вправе самостоятельно регулировать свои действия и экспериментировать с новыми образцами поведения. С одной стороны, эти стабильные и повторяющиеся аспекты жизни связаны с индивидуальными предпочтениями личности; с другой стороны, они формируются и приобретают культурное значение в ходе общения людей и повседневной практики.

Здоровый образ жизни определяется направленностью, которая является объективным проявлением того, какие ценности он признает, какие общественные потребности удовлетворяет и как он способствует развитию личности. Между реальным образом жизни и системой субъективных отношений, которые он порождает, возникают противоречия. В процессе их разрешения происходит перестройка, развитие и улучшение образа жизни, а также системы отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и цели, ради которых он живет, на что он гордится и против чего борется. Таким образом, здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное значение.

Здоровый образ жизни студента в значительной степени зависит от его ценностных установок, мировоззрения и социального опыта. Хотя общественные нормы и ценности здорового образа жизни могут быть восприняты студентами как личностно значимые, они не всегда совпадают с ценностями, формируемыми общественным сознанием. В процессе накопления социального опыта у личности может возникать дисгармония в различных аспектах: познавательных (научные и практические знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных и волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), а также функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения). Подобная дисгармония может привести к формированию асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить осознанный выбор студентом общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе стабильную, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности и мотивацию её поведения и деятельности.

Для студента с развитой личностью характерно не только стремление к самопознанию, но и желание и способность изменять как себя самого, так и микросреду, в которой он находится. Через активное самоизменение формируется образ жизни личности. Самосознание, включая в себя опыт достижений в различных сферах деятельности и проверяя физические и психические качества через взаимодействие с внешним миром и общение, способствует формированию полного представления о себе студентом. В этот процесс также включаются идеалы, нормы и ценности, которые общественны по своему характеру. Они принимаются личностью, становясь ее собственными идеалами, ценностями и нормами, частично определяя ее самосознание.

Влияние окружающей среды на здоровье

 

Существует значительный объем научных данных, подтверждающих прямое влияние различных факторов окружающей среды, таких как климат, погода и экологическая обстановка, на здоровье человека. Биометеорология, занимающаяся изучением взаимосвязи между самочувствием и погодными условиями, разработала своеобразный "календарь" заболеваний, характерных для средних географических широт северного полушария. Например, зимой чаще встречаются грипп и простудные заболевания, но, если зима сухая, количество заболевших уменьшается. Резкие колебания температуры также могут сравниваться по своему воздействию на здоровье с эпидемиями. Например, в январе чаще встречаются воспаления легких, а в феврале пик язвенных кровотечений. Ревматизм обостряется в апреле, а кожные заболевания характерны для зимы и лета. Эндокринные железы также подвержены сезонным изменениям: зимой их активность снижается, что приводит к замедлению обмена веществ, а весной и осенью она увеличивается, что может вызвать нестабильность настроения.

Самочувствие также подвержено влиянию изменений электромагнитного поля. В дни с повышенной магнитной активностью усиливаются проявления сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшается состояние нервной системы, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость и нарушается сон. Исследования показывают, что всплески солнечной активности влияют на внешние слои атмосферы Земли, изменяя их плотность и химический состав, а также вызывают выделение мощных потоков заряженных частиц и излучений, которые воздействуют на атмосферу. Эти изменения в атмосфере в свою очередь влияют на погоду и вызывают реакцию у человека.

Экологическое состояние окружающей среды имеет существенное влияние на здоровье человека. Нарушение баланса в экологической среде или так называемые "экологические ножницы" могут привести к сбоям в механизмах адаптации организма человека. В ответ на негативные воздействия, такие как физические излучения, неподготовленность к новым профессиональным сферам, информационные перегрузки, перенаселенность и избыточный шум в городах, а также изменение химического состава окружающей среды, организм может реагировать различными нарушениями, такими как профессиональные заболевания, нервно-психическая неустойчивость и аллергические реакции.

У людей с разным уровнем здоровья и физической подготовленности способность к приспособлению к негативным воздействиям различна. Адаптационные возможности человека зависят от характеристик его нервной системы. Люди с менее выраженными адаптационными способностями, так называемые меланхолики, часто испытывают трудности в приспособлении и подвержены серьезным нарушениям. С другой стороны, люди с более сильным и подвижным типом нервной системы, такие как сангвиники, психологически легче адаптируются к новым условиям. По результатам специальных исследований, у людей с более высоким уровнем физической подготовленности наблюдается более высокая устойчивость организма к воздействиям, в сравнении с людьми с низким уровнем физической подготовленности.

 

Направленность, здоровье и самооценка

Отношение к здоровью определяется различными факторами, включая воспитание и обучение. Это проявляется в поступках, мнениях и суждениях людей относительно того, какие факторы влияют на их физическое и психическое состояние. Классифицируя отношение к здоровью как разумное и беспечное, мы выделяем два противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, которые могут поддерживать или угрожать здоровью.

Оценка адекватности отношения к здоровью в поведении человека может основываться на том, насколько его действия соответствуют требованиям здорового образа жизни и нормам медицинской, санитарной и гигиенической безопасности. В выражении мнений и суждений отношение к здоровью также отражает уровень осведомленности и экспертизы индивида. Самооценка физического и психического состояния играет важную роль в этом процессе, поскольку является индикатором и регулятором его поведения. Эта самооценка физического и психического состояния может рассматриваться как реальный показатель здоровья человека, поскольку в большинстве случаев (70-80%) она соответствует объективным характеристикам его здоровья.

Желание быть здоровым присуще каждому человеку. Однако даже когда человек болен, его поведение иногда не соответствует его состоянию, не говоря уже о том, что даже в отсутствие болезни люди часто игнорируют правила гигиены и санитарии. Причина этого разрыва между желанием быть здоровым и реальным поведением кроется в том, что здоровье обычно воспринимается как что-то, что дано, само собой разумеющееся, и потребность в нем осознается только тогда, когда возникает его дефицит, аналогично кислороду. Чем более адекватное отношение человек имеет к своему здоровью, тем активнее он заботится о нем. Например, 25,9% людей с хорошей самооценкой выразили желание более активно заботиться о своем здоровье, в то время как это сделали 36,8% с удовлетворительной самооценкой и 58,8% с плохой. Среди факторов, которые мотивируют заботиться о здоровье, на первом месте стоит "ухудшение здоровья" (24,4%), на втором месте - осознание необходимости этого (17,4%), а также есть и другие причины.

В повседневной жизни забота о здоровье чаще всего связывается с медицинскими учреждениями, врачами и медицинской помощью. Наблюдается, что люди с высокой самооценкой здоровья чаще обращаются к врачу в случае болезни (44,2%), чем те, у кого самооценка здоровья низкая (28,6%). Те, кто оценивает свое здоровье как удовлетворительное, менее склонны обращаться за медицинской помощью (33%), но зато чаще используют лекарства (22,3%), в то время как у людей с хорошей самооценкой этот процент ниже - 13,7%.

Более низкая склонность людей с плохой самооценкой здоровья обращаться к врачу в случае болезни может быть объяснена прежде всего их недостаточной организованностью в повседневной жизни. Это видно по тому, что большинство из них не занимаются утренней гимнастикой, не выходят на вечерние прогулки, не уделяют время спорту и не следят за режимом питания.

Различия, связанные с самооценкой здоровья, проявляются также в образе жизни опрошенных. Среди тех, кто считает свое здоровье хорошим, в два раза больше людей регулярно занимаются утренней гимнастикой - 15,4%, чем среди тех, кто оценивает его как удовлетворительное - 7,1%, и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой - 5,5%. Соответственно, в этих группах соотношение, занимающихся спортом составляет 15,8%, 8,9% и 3,5% соответственно.

Различия в образе жизни и занятиях спортом, связанные с самооценкой здоровья, частично объясняются мотивационными факторами, включая осознание личной ответственности за свое здоровье. Например, 52,5% людей с хорошей самооценкой считают, что "состояние здоровья человека прежде всего зависит от него самого", в то время как среди тех, кто имеет удовлетворительную или плохую самооценку, эта доля составляет соответственно 35,5% и 37,3%.

Согласно этому, можно выделить два типа отношений к здоровью. Первый тип ориентирован на самостоятельные усилия человека, или внутренние факторы, такие как личные способности и стремления. Люди с хорошей самооценкой здоровья обычно придерживаются этого типа ориентации. Они склонны воспринимать ответственность за свое здоровье и результаты своих действий как результат собственных усилий. Второй тип ориентации больше связан с внешними факторами, когда люди склонны приписывать ответственность за свое здоровье внешним обстоятельствам. Люди с удовлетворительной или плохой самооценкой здоровья обычно подпадают под этот тип ориентации. Таким образом, забота о здоровье человека в значительной степени зависит от его личностных характеристик. Это указывает на то, что воспитание правильного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает разнообразие методов и подходов.

 

Личная гигиена и закаливание

Для каждого культурного индивида важно иметь знания о правилах и стандартах личной гигиены. Чистота кожи играет ключевую роль, так как кожа выполняет множество функций, включая защиту организма, выведение вредных веществ и регуляцию температуры тела. Эти функции могут быть полностью реализованы только при чистой и здоровой коже, которая способна к самоочищению, удаляя вредные вещества с помощью чешуек, секретов сальных и потовых желез. Рекомендуется мыть тело под душем, в ванной или бане не реже одного раза в 4-5 дней. После физических упражнений важно принять теплый душ и сменить нательное белье.

Забота о полость рта и зубами требует определенных действий, включая прополаскивание рта теплой водой после еды и чистку зубов один раз в день, чтобы предотвратить стирание эмали. Для чистки рекомендуется использовать зубную щетку средней жесткости и тратить на эту процедуру не менее 2 минут. Важно также уделять внимание составу пищи, чтобы она содержала достаточное количество кальция и витаминов D и В для укрепления зубов и десен. Питание, богатое луком, чесноком и свежими овощами, способствует укреплению десен. При приеме пищи следует избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд, а также избегать грызть орехи и косточки, чтобы предотвратить трещины в эмали. Регулярные профилактические осмотры у стоматолога необходимы не реже 2 раз в год.

Важно также соблюдать гигиенические требования при выборе и использовании одежды. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной и не стеснять движений. Она изготавливается из эластичных и воздухопроницаемых материалов, таких как хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Синтетические ткани следует использовать только для защиты от погодных условий. Одежду следует использовать только во время занятий и регулярно стирать. 

Гигиена обуви также играет важную роль. Обувь должна быть легкой, удобной и хорошо вентилируемой, а также обеспечивать правильное положение стопы. Спортивная обувь должна обладать специальными приспособлениями для защиты стопы и предотвращения повреждений.

Дополнительные гигиенические процедуры, такие как гидропроцедуры, массаж и самомассаж, направлены на улучшение восстановления организма и повышение работоспособности. Душ оказывает на организм температурное и механическое воздействие: горячий и продолжительный душ снижает возбудимость и стимулирует обменные процессы, в то время как теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души способствуют укреплению мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ является эффективным средством для восстановления работоспособности. Рекомендуемая схема применения контрастного душа включает чередование горячей и холодной воды в течение нескольких минут. Массаж оказывает положительное воздействие на нервные окончания в коже, мышцах и связках, а также улучшает кровообращение, работоспособность мышц и подвижность в суставах. Поэтому после массажа человек чувствует себя бодрее и более энергично.

 

Гигиенические основы закаливания

Закаливание является важным методом профилактики негативных последствий как охлаждения, так и высоких температур для организма. Регулярное применение закаливающих процедур способствует снижению частоты простудных заболеваний вдвое, а иногда может даже полностью исключить их. Закаливание может быть специфическим, увеличивая устойчивость к определенным факторам, или неспецифическим, повышая общую устойчивость к различным воздействиям.

Приступая к закаливанию, важно следовать определенным правилам:

  1. Осознайте необходимость закаливания и развивайте интерес к нему, чтобы создать подходящий психологический настрой.
  2. Соблюдайте систематичность в закаливании, так как даже небольшие перерывы могут снизить достигнутый эффект.
  3. Подходите к закаливанию постепенно, избегая резких изменений температуры и длительности воздействия.
  4. Учитывайте индивидуальные особенности при выборе температуры и продолжительности процедур в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья и физическим развитием.
  5. Адаптируйте методы закаливания к климатическим условиям конкретного региона.
  6. Используйте разнообразные средства для закаливания, такие как солнечное излучение, воздушные и водные процедуры.
  7. Выполняйте закаливание с хорошим настроением, чтобы получать удовольствие от процесса, поскольку положительные эмоции могут предотвратить негативные эффекты.
  8. Повышайте эффективность закаливания путем активного участия в процессе, выполняя физические упражнения или работу.
  9. Осуществляйте постоянный самоконтроль во время закаливания, следя за изменениями в организме. Показателями правильного закаливания являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия и работоспособности, в то время как появление раздражительности или снижение работоспособности может указывать на ошибки в процедурах.

Закаливание воздухом является важным методом воздействия на организм через температуру, влажность и скорость движения воздуха. Например, при низкой температуре и высокой влажности воздуха холодное воздействие становится более интенсивным, в то время как при высокой температуре и высокой влажности возникает риск перегрева. При низких температурах ветер усиливает охлаждение организма. Воздушные ванны по ощущению тепла разделяются на несколько типов: холодные (от -7 до +8°C), умеренно холодные (+9 - 16°C), прохладные (+17 - 20°C), нейтральные (21 - 22°C), теплые (свыше +22°C). Дозировка воздушных ванн осуществляется либо постепенным снижением температуры воздуха, либо увеличением продолжительности процедуры при постоянной температуре. Признаками неблагоприятного воздействия на организм при теплых ваннах являются резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, а при прохладных и холодных ваннах - появление «гусиной кожи» и ощущение озноба. В таких случаях следует прекратить воздушные ванны. Холодные ванны могут принимать только хорошо закаленные люди после консультации с врачом.

Закаливание солнцем и принятие солнечных ванн оказывают разнообразное воздействие на организм. Световые лучи стимулируют биохимические процессы в организме и улучшают его иммунную систему. Инфракрасные лучи обеспечивают тепло, а ультрафиолетовые обладают бактерицидными свойствами, способствуют синтезу меланина, что придает коже загар и защищает ее от избыточной солнечной радиации и ожогов. Ультрафиолетовые лучи также необходимы для синтеза витамина D, который важен для здоровья костей, нервной и мышечной систем. Ультрафиолетовое излучение в малых дозах стимулирует, а в больших - подавляет центральную нервную систему, что может привести к солнечным ожогам. Положительные эффекты от солнечных ванн включают бодрость, хороший аппетит и качественный сон, тогда как отрицательные эффекты могут включать раздражительность, вялость и нарушения сна. Если последние симптомы наблюдаются, необходимо ограничить пребывание на солнце и сократить его продолжительность.

Закаливание водой представляет собой мощное средство, обладающее сильным охлаждающим эффектом, благодаря высокой теплоемкости и теплопроводности воды. При одинаковой температуре воздуха вода, кажется, холоднее, что обуславливается ее физическими свойствами. Одним из индикаторов эффективности водных закаливающих процедур является реакция кожи. Если кожа сначала бледнеет, а затем покраснеет во время процедуры, это свидетельствует о положительном воздействии, что означает, что механизмы терморегуляции организма успешно справляются с охлаждением. В случае слабой реакции кожи, отсутствия бледности и покраснения, следует увеличить температуру воды или продолжительность процедуры. Однако резкое побледнение кожи, ощущение сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении, в таком случае необходимо снизить холодовую нагрузку или увеличить температуру воды.

Обтирание является начальным этапом закаливания водой, который проводится полотенцем, губкой или рукой, смоченными водой. Обливание следующий этап, для которого рекомендуется начинать с теплой воды и постепенно снижать температуру. После обливания следует растирание тела полотенцем. Душ является более эффективной процедурой, начинать которую рекомендуется с температуры около +30-32°C и продолжительностью не более минуты. Постепенно температуру можно снижать и увеличивать продолжительность до 2 минут. Контрастный душ, чередующий горячую и холодную воду, также эффективен.

Регулярное проведение указанных водных процедур приносит чувство свежести, бодрости и повышенной работоспособности. Купание, осуществляемое при определенных температурных условиях, представляет собой комплексное воздействие на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Для закаливания рекомендуется применять не только общие водные процедуры, но и местные воздействия, такие как обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, которые помогают закаливать наиболее уязвимые для охлаждения части тела.

 

Профилактика вредных привычек

Здоровый образ жизни и вредные привычки несовместимы. Употребление алкоголя, наркотических веществ и табака является одним из главных факторов риска для многих заболеваний, которые негативно сказываются на здоровье студентов. У мужчин, злоупотребляющих алкоголем, заболеваемость психическими расстройствами, болезнями печени и органов дыхания в 2,5 раза выше. У женщин часто рождаются дети с врожденными аномалиями из-за употребления алкоголя во время беременности.

Алкоголь является веществом с наркотическим действием, обладающим характерными для данной группы веществ особенностями. Сразу после его употребления наступает фаза возбуждения, сопровождающаяся эйфорией, увеличением общительности и смелости. Однако это также приводит к нарушению тормозных процессов в центральной нервной системе, а также к возбуждению половых эмоций и нарушению чувства стыда.

Употребление алкоголя может создавать иллюзию повышения работоспособности, но на самом деле оно приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Систематическое употребление алкоголя негативно влияет на сердечно-сосудистую систему, органы пищеварения, дыхательную систему, выделительную функцию почек и функцию половых желез. Также оно снижает сопротивляемость организма к инфекциям и приводит к дефициту важных витаминов.

В целом, употребление алкоголя негативно сказывается на многих аспектах здоровья и может привести к серьезным заболеваниям, включая злокачественные опухоли и цирроз печени.

Существует три основные группы факторов, которые способствуют употреблению алкоголя. Социально-психологические факторы включают в себя обычаи, традиции и "социальный опыт" потребления спиртных напитков. Они могут удовлетворять потребности индивида в общении, принадлежности к группе и самоутверждении, особенно если другие способы реализации этих потребностей недоступны. Индивидуумы, вступающие в алкогольные группы, могут ощущать повышение статуса и включение в новую группу. В таких группах формируются собственные ценности, включая негативное отношение к трезвому образу жизни.

Индивидуально-психологические факторы связаны с психотропным эффектом алкоголя. Психологические ожидания могут влиять на первую фазу опьянения, вызывая эйфорию, а на вторую - расслабление и успокоение. Употребление алкоголя может рассматриваться как суррогат психической саморегуляции, что может иметь неблагоприятные последствия.

Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, часто приводит к утрате социальной активности и замыканию в себе. Качество жизни студента страдает, и его ценности могут исказиться, что приводит к трудностям в учебе и работе, а также к конфликтам с обществом.

Одним из барьеров к употреблению алкоголя является формирование внутреннего культурного стержня личности, нравственных ценностей и потребности в активной жизнедеятельности.

Что касается курения, то оно считается одной из самых вредных привычек. Мифы о его безвредности могут служить средством самооправдания, но на самом деле курение включает в организм большое количество вредных веществ, что приводит к серьезным последствиям для здоровья.

Существуют несколько распространенных мифов о курении, которые требуют разъяснения. Первый из них: "Когда я курю, у меня повышается работоспособность". Научные исследования показывают, что хотя некоторые люди могут ощущать кратковременное улучшение состояния из-за расширения сосудов головного мозга при курении, это состояние быстро сменяется сужением сосудов, что приводит к ухудшению кровообращения. Кроме того, никотин, содержащийся в табачном дыме, снижает мышечную силу и умственную работоспособность, что может привести к неудачам в учебе и работе.

Второй миф: "Если я наношу вред, то только себе". На самом деле существует пассивное курение, при котором около 50% вредных веществ, образующихся при курении, попадает в окружающий воздух. Люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают этот дым, что может привести к негативным последствиям, таким как головная боль, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Третий миф: "Я знаю, что курить вредно, и постараюсь бросить курить". Откладывание решения бросить курить может привести к самообману. Необходимо решительно принять это решение и немедленно приступить к действиям. Кроме того, курение не является эффективным способом похудения, так как его негативное влияние на пищеварение и обмен веществ может привести к различным заболеваниям, включая ожирение и заболевания пищеварительной системы.

Курение оказывает серьезное воздействие на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и эндокринную систему. Он увеличивает риск развития рака легких, атеросклероза, ишемической болезни сердца и других серьезных заболеваний. Также курение может вызывать нарушения в работе надпочечников, щитовидной и половых желез.

 

Выводы

Регулярные занятия спортом или физическими упражнениями способствуют улучшению общего состояния здоровья, укреплению иммунной системы, повышению работоспособности и снижению стресса, а сбалансированное и разнообразное питание обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, поддерживает энергетический баланс, способствует нормализации веса и снижению риска развития различных заболеваний. Если избегать употребления алкоголя, курения и наркотиков то эта привычка станет важным аспектом здорового образа жизни студента, поскольку это способствует сохранению физического и психического здоровья, улучшению концентрации внимания и памяти. 

Проведение периодических медицинских обследований позволяет выявлять заболевания на ранних стадиях и своевременно начинать лечение, что способствует сохранению здоровья.

Разработка методов управления стрессом, таких как медитация, йога, глубокое дыхание или другие релаксационные техники, помогает студентам справляться с повседневными вызовами и поддерживать психическое здоровье.

Взаимодействие с друзьями, семьей и обществом играет важную роль в поддержании эмоционального благополучия и предотвращении чувства одиночества и изоляции.

Здоровый образ жизни студента включает в себя комплекс мероприятий по уходу за физическим и психическим здоровьем, которые направлены на достижение оптимального состояния благополучия и успешного обучения.

 

Литература

  1. Здоровье и физическая культура студента. В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт 
  2. Физическая культура студента В. И. Виленскоий