Наверх

Особенности организации внеклассной работы по физической культуре

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование внеклассной работы

1.1Внеклассная работа по физическому воспитанию

1.2.Организация внеклассной работы

1.3.Планирование внеклассной работы

1.4.Контроль внеклассной работы

1.5. Внешкольное физическое воспитание “спортивные секции”

Глава 2.Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное физическое воспитание

2.1.Учреждения, проводящие внешкольное физическое воспитание в ПМР

2.2. Физическое воспитание детей в семье

2.3. Закаливание с помощью естественных факторов природы в семье

2.4. Физические упражнения в семейном быту школьника

Выводы

Литература


Введение

Актуальность исследования: Последовательное проведение курса на то, чтобы первоначальные личные мотивы приобщения детей к внешкольным занятиям превращались в органическую потребность самостоятельного использования средств физического воспитания в быту, повседневной жизни. [3] Приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Реализовать возможности оптимального физического развития школьников.  

          Всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности. [4]

Объект исследования: внеклассная работа по физической культуре.

Предмет исследования: особенности организации внеклассных занятий по физической культуре 

Гипотеза исследования: Упростить создание или организацию спортивных секций в СОШ и ДЮСШ. Учителям физической культуры принимать участие во внешкольной жизни учащихся. С помощью бесед и личным примером привлекать учеников к физическому и духовному совершенствованию.

Цель исследования: Изучить особенности внеклассной работы и разработать способы улучшения спортивной жизни школьников вне класса, школы. Анализ форм, методов, содержания и организации внеклассной работы в школе.

Задачи исследования:

1.Раскрыть теоретические основы внеклассной работы по физическому воспитанию

2. Изучить процесс организации планирования и контроля внеклассной работы по физической работе и др.

3. Содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач

Методы исследования:

- описание;

- анализ;

- объяснение;

- метод системного наблюдения.

Глава 1. Теоретическое обоснование

внеклассной работы

1.1. Внеклассная работа по физическому воспитанию

Самодеятельная физкультурно-спортивная работа в школе осуществляется с участием педагогического коллектива, родительской общественности и шефствующих над школой орга­низаций при широкой опоре на физкультурный актив учащихся, и молодежные организации. Этой работой решаются такие задачи как: 1) содействие успешному овладению учебным материалом программы «Физическая культура» и  совершенствование в излюбленных видах спорта; 2) организация здорового и содержательного отдыха уча­щихся; 3) прочное - закрепление навыков сознательного использо­вания разнообразных средств физического воспитания в быту.

Внеклассная работа по физическому воспитанию сочетается с воспитательной работой по формированию у детей положитель­ных моральных и волевых качеств, с военно-патриотическим вос­питанием и воспитанием чувства ответственности за учебный труд в школе. Она строится на основе самодеятельности, добровольно­сти и заинтересованности учащихся.

Основной формой организации внеклассной работы является коллектив физической культуры (спортивный клуб); он осущест­вляет свою деятельность на основе положения о школьном кол­лективе физической культуры (спортивном клубе). Главная сфе­ра деятельности членов физкультурного коллектива — занятия в спортивных секциях и секциях общей физической подготовки. Од­на из конкретных целей этих занятий — качественная подготовка к спортивным соревнованиям, которые проводятся по плану, ут­вержденному директором школы.

Активисты школьного коллектива физической культуры ведут работу в классах. Важно, чтобы именно в классных коллективах находили свои истоки разнообраз­ные, повседневные, доступные всем учащимся занятия играми, уп­ражнениями гимнастического и спортивного характера, турист­ские прогулки, экскурсии и походы. Содержательность и массо­вость этой работы во многом зависят от того, насколько умело, классные руководители поддерживают инициативу физкультурного актива. План работы по физической культуре и спорту в классах состав­ляется на основе предложений самих учащихся, с учетом советов классного руководителя и учителя физической культуры.

К участию во внутришкольных спортивных соревнованиях при­влекаются учащиеся, начиная с первого класса. Программы сорев­нований приближены к изучаемому на уроках физической культу­ры учебному материалу. Соревнования проводятся внутри клас­сов, между параллельными классами, между командами классов на первенство школы. Воспитательный эффект внутришкольных соревнований трудно переоценить, при условии, что они проводят­ся организованно, в торжественной обстановке, с максимальным охватом учеников и всех заинтересованных лиц.

Коллектив физической культуры (спортивный клуб) школы организует постоянно действующий семинар по подготовке юных инструкторов и судей по спорту. Семинар осуществляет свою ра­боту по специальным программам. Наряду с этим проводятся практические инструктивные занятия с вожатыми пионерских от­рядов, звеньев, с физоргами классов. Участники семинаров полу­чают необходимые сведения об организации очередных физкуль­турно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий со школьниками и приобретают умение проводить эти мероприятия.[3]

1.2.Организация внеклассной работы

Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных  клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий.

Для достижения какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

      Во многих школах много внимания уделяется внеклассной работе по физкультуре. Проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, которые включают школьные спортивные соревнования. Это "Веселые старты", школьные "Зимние Олимпийские игры", праздник "Добро пожаловать, олимпиада", праздник "Спорт пришел в сказку" и др. "Веселые старты"  В этом спортивном празднике участвуют все учащиеся школы. Дети придумывают названия своих команд, на празднике присутствуют приглашенные гости, работает судейская коллегия из учителей школы, после соревнований награждение победителей. Дети участвуют в следующих состязаниях:

1. "Быстроногие" - по 7 человек

2. "Быстроногие с кеглей" - по 7 человек

3. "Возьми булаву" - по 3 человека

4. "Пятнашки с хвостиками" - 14 человек

5. "Светофор"

6. "Грибы и ягоды" - по 6 человек

7. Эстафета с обручем - по 10 человек

8. Загадки

9. Передача мяча - по 10 - 15 человек

10. Эстафета с шарами - по 4 человека

11. Подтягивание

  Школьные "Зимние Олимпийские игры" В этом спортивном празднике участвуют все учащиеся школы по очереди по возрастным группам: 1-4 классы, 5-6 классы, 7-9 классы.

 Дети 1-4 классов участвуют в следующих состязаниях:

1. Гонки на санях

2. Игра "Не наступи на снежный ком"

3. "Самый меткий"

4. Круговая эстафета с загадками

5. Эстафета "зверей"

    Дети 5-6 классов участвуют в следующих состязаниях:

1. Биатлон - круговая эстафета

2. Круговая эстафета на 1 лыжне

3. Финские гонки

4. Эстафета "Воротца"

5. "Накаты"

    Дети 7-9 классов участвуют в следующих состязаниях:

1. Круговая эстафета на 1 лыжне

2. Биатлон - круговая эстафета

3. "Накаты"

4. Охота за флажками

Праздник "Добро пожаловать, Олимпиада"

Театрализованный спортивный праздник с героями Зевс и его свита, знакомством учащихся с олимпийской символикой, с духом чесных состязаний спортсменов в игровой форме. Праздник "Спорт пришел в сказку" В этом спортивном празднике участвуют учащиеся 3 -9 классов школы. Проводятся соревнования с мячами, скакалками, обручами. Дети разгадывают загадки на спортивную тему, заполняют кроссворды и узнают следующее состязание, в котором будут участвовать. Это театрализованный праздник, в котором участвует добрая фея из сказки. Руководство внеклассной работой в школе Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:

•самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;

•несет ответственность за безопасность занимающихся;

•проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);

•назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);

•принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо соревновании;

•несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом дирекции.

В права и обязанности  руководства школы входит:

•создание условий для беспрепятственной работы секции;

•несение ответственности за создание и функционирование секции перед муниципальными органами;

•по необходимости прекратить  работу секции.

Педагог дополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя необходимую методику обучения, проводит занятия по футболу 4-5 раз в неделю по 1-2 часа. Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья. Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства и подготовка профессиональных спортсменов.[1]

1.3.Планирование внеклассной работы

 Планирование внеклассной работы – одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют  у занимающихся мобилизации двигательных и морально- волевых качеств. Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь тренера – воспитателя.

Планирование – это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно – предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.

 Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны,  несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр. Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования  к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет  либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям. Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:

1.принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;

2.принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей  гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

3.принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и,  в случае многократно суммирующихся состояний переутомления   - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;

4.принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.[1]

1.4.Контроль внеклассной работы

Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее. Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий.

    Процесс воспитания школьников (не только физического, а именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям – все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика. В современной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2 типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль. Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности. Основные аспекты педагогического контроля:

•контроль направляющих начал и параметров воздействий;

•контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам);

•контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач;

•педагогический самоконтроль;

•контроль внешне-средовых факторов;

•контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых;

•контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;

•контроль над формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.

Контроль над внеклассной работой собственного исследования будет таков:

1.главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера; естественно, навыки игры в футбол, а также  согласие врача на занятия футболом. В отличие от других видов спорта такие показатели, как развитие каких-либо двигательных качеств, антропометрические данные и др. имеют второстепенное значение;

2.контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;

3.проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок;

4.контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок;

5.важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале;

6.проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры. Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков.

Согласно теории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей:

1.    ориентировочная;

2.    исполнительная;

3.    контрольно-корректировочная.

      Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняется исполнительная часть. А контрольно-корректировочная осуществляет контроль за исполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы и оценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной и исполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. При согласовании ориентировочной и исполнительной частей, но не удачному результату действия, коррекция направлена на ориентировочную часть. Обучение наиболее эффективно, когда педагог управляет  формированием ориентировочной основой действия.[1]

1.5.Внешкольное физическое воспитание

“спортивные секции”

Физическое воспитание детей и молодежи школь­ного возраста организуется вне школы объединенными усилиями органов народного образования, профсоюзных и спортивных организаций с привлечением представителей широ­кой общественности и молодежного физкультурного актива. Про­водимая во внешкольное время организованная работа по физи­ческой культуре и спорту среди детей и молодежи играет сущест­венную роль во всестороннем воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни, труду и обороне Родины. Направленность и отправные положения в организации этой работы характеризуются прежде всего следующим.

—      Соответствием цели, задачам и принципам системы физического воспитания; выполнение юношеских нормативов спортивной классификации; возможно полным удовлетворением индивидуальных запросов детей и молодежи.

—      Тесным контактом и согласованностью между всеми ведомствами, учреждениями, организациями, непосредственно заинтересованными в этой работе, общественностью и семьей.

—      Преемственностью по отношению к школьному физическому воспитанию, всемерной помощью школе в закреплении, углублении и расширении у учащихся знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, в организации здорового содержательного отдыха; активным участием школы (кадровая помощь, помощь в предоставлении материально-технических условий, методическая помощь и т. д.).

—      Использованием разнообразных, соответствующих интересам, возрастным особенностям и уровню подготовленности контингента форм работы (физкультурно-массовой, спортивной, рекреационной и т. д.); упорядоченностью основных форм работы в соответствии с плановыми началами (система детских и юношеских соревнований, закрепленная официальным спортивным календарем, организация работы детских спортивных секций и школ по утвержденным программам и т. д.).

—      Постоянным обогащением содержания, творческим поиском новых путей (например, таких, как «Веселые старты», «Спортландия», клубные формы и др.) наряду с использованием наиболее удачного, оправдавшего себя опыта.

—      Направленным, все более широким вовлечением детей и молодежки с помощью действенных средств массовой информации (печать, радио, телевидение), агитации и пропаганды.

—      Последовательным проведением курса на то, чтобы первоначальные личные мотивы приобщения детей к внешкольным занятиям превращались в органическую потребность самостоятельного использования средств физического воспитания в быту, повседневной жизни.

—      Постоянной опорой на сознательную инициативу, активную заинтересованность детей и молодежи; педагогически оправданным регулированием самодеятельных начал детско-юношеского физкультурного и спортивного движения; использованием его как общественной школы воспитания у детей и молодежи организаторских способностей, стремления добровольно участвовать в общественно полезных делах, деятельности на общую пользу.

—      Обеспечением всех основных форм внешкольных занятий по физической культуре и спорту квалифицированным методическим руководством (непосредственным, консультативным, методические пособия и т. д.) и системой врачебного контроля.[3]

Глава 2. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное физическое воспитание

В нашей стране функционирует широкая сеть специальных учреждений, государственных и общественных организаций, обеспечивающих внешкольную работу по физическому воспитанию детей, подростков и юношества. Такую работу непосредственно осуществляют детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные и другие секции системы ДСО, органов на­родного образования, комитетов по физической культуре и спор­ту, Работники крупных спортивных и туристских баз, парков культуры и отдыха, а также ряда других государственных учреждений и общественных организаций. Часть из них ведет строго регулярную работу с постоянным контингентом детей и школьной молодежи, избравшими любимый предмет занятий и организованными в стабильные коллективы с учетом возраста, по­ла, состояния здоровья и физической подготовленности (ДЮСШ и аналогичные организации), часть ориентирует свою деятельность главным образом на массовый охват переменного контингента и практикует самые разнообразные формы занятий эпизодического характера (парки культуры и отдыха и т. п.), большинство же со­четает оба эти типа работы.

Детско-юношеские спортивные школы в единстве с реализацией общих задач всестороннего воспитания осуществля­ют подготовку юных спортсменов высокой квалификации, а также готовят их к выполнению функций инструкторов-общественни­ков и судей по спорту; оказывают помощь общеобразовательной школе в организации спортивно-массовой работы. ДЮСШ созда­ются в системе Министерства просвещения, комитетов по физиче­ской культуре и спорту, ДСО и других ведомств и общественных организаций как в городах, так и в сельских местностях. ДЮСШ работают на основе типового положения, утвержденного Комитетом по физической культуре и спорту. Министерством просвещения. На период зимних и летних общешкольных ка­никул ДЮСШ организуют оздоровительно-спортивные лагеря, чем обеспечивается круглогодичность занятий. Аналогично в основном строят свою работу специализиро­ванные ДЮС Ш, центральные детско-юношеские секции Д С О и детско-юношеские отделения школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) при комите­тах по физической культуре и спорту и других учреждениях. Проводят спортивно-массо­вую работу, заочные и очные соревнования в своем районе (горо­де), консультации и семинары с пионерскими вожатыми и физкуль­турным активом; организуют постоянно действующие секции, команды и кружки по видам спорта.

Организуют физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводят прогулки, экскурсии, про­пагандируют физическую культуру и спорт через кино, лекции, «Университеты здоровья». Кроме того, при наличии спортивно-ма­териальной базы при них могут создаваться секции общей физиче­ской подготовки, секции по отдельным видам спорта. Стадионы, Дворцы спорта и водные станции, соз­давая общественные секторы по работе с детьми, предоставляют возможность организованных занятий на этих базах школьникам под руководством школьных учителей физической культуры, тре­неров и общественных инструкторов. Проводят физкультурные праздники, открытые спортивные соревнования, агитационно-пропагандистскую работу, рассчитанную на во­влечение детей и молодежи в систематические занятия спортом.

    При парках культуры и отдыха создаются детские городки, однодневные дома отдыха для детей, специализирован­ные спортивные и игровые площадки. Здесь проводится разнообраз­ная массовая физкультурно-оздоровительная работа, организуются спортивные соревнования на призы парка с широким привлечением в качестве руководителей общественных кадров, инструкторов по физической культуре и спорту, актива физкультурников.

   Туристкие базы наряду с обеспечением занятий по специ­альной программе подготовки юных туристов организуют занятия гимнастическими и другими упражнениями в режиме дня, игры и спортивное ориентирование на местности, закаливание естествен­ными факторами и другие меры по физическому воспитанию школь­ников.[3]

2.1. Учреждения проводящие внешкольное физическое воспитание в ПМР

 В настоящее время в Приднестровье функционируют 27 учреждений дополнительного образования спортивной направленности. В том числе 16 имеют статус специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва. В них обучается более шести тысяч ребят. Об этом сообщил заместитель министра просвещения по физической культуре, спорту и молодёжной политике Виктор Кицул.

В общей сложности в спортшколах занимается более 11-ти тысяч человек (23% от общего числа приднестровских школьников). В прошлом году в стране культивировалось 56 видов спорта. По словам замминистра просвещения ПМР, в минувшем году спортсмены республики приняли участие в ряде международных отборочных соревнований по дзюдо, каратэ, пауэрлифтингу, гиревому спорту, боксу, борьбе, лёгкой атлетике, плаванию, гребле на байдарках и каноэ, академической гребле. Копилка спортивных наград государства пополнилась 59-ю медалями. Среди них 16 золотых, 18 серебряных и 25 бронзовых.

В 59-ти турнирах, чемпионатах, первенствах, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проведённых в республике в 2012 году, приняли участие более семи тысяч человек. Участниками спортивных состязаний были также люди с ограниченными возможностями  здоровья. С этой целью в стране реализуют профильную госпрограмму «Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями». Для того чтобы к миру спорта были привлечены подростки, не имеющие или имеющие ограниченный доступ к спорту и спортдеятельности в силу трудных жизненных обстоятельств, а также по материальным или связанным со здоровьем причинам, в сентябре прошлого года проведён Чемпионат по тэг-регби. Инициатором выступил Совет Европы в рамках реализации программ «Спорт вместо наркотиков», «Меры укрепления доверия между берегами Днестра». В соревнованиях приняли участие спортсмены Приднестровья и Молдовы. Победу одержали приднестровцы – ребята Бендерской общеобразовательной школы № 18. Второе место заняли учащиеся малаештской школы. Победители Чемпионата выиграли поездку во Францию (Страсбург).

«2012 год стал годом триумфа приднестровского спорта. Впервые в истории страны наши гребцы в составе сборной России завоевали золотую и бронзовую медали на XXX Летних Олимпийских играх. Сейчас начался новый четырёхлетний олимпийский цикл. Наши спортсмены готовятся к Олимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро и II Летним юношеским Олимпийским играм 2014-го года в Китае, а также к Всемирной Универсиаде. Она пройдёт в Казани в июле нынешнего года», - отметил Виктор Кицул.

На заседании президиума Правительства ПМР, которое состоялось вчера, 13 марта, Виктор Кицул озвучил предложения по оптимизации в сфере спорта. В частности, они касаются изменений в работе спортшкол олимпийского резерва. В приднестровской столице таких образовательных учреждений семь. Тираспольчане могут заниматься здесь по таким направлениям, как гандбол (СДЮШОР-1), лёгкая атлетика (СДЮШОР-2), шашки и шахматы, велоспорт (СДЮШОР-3), игровые виды спорта – волейбол, баскетбол, футбол, бейсбол (СДЮШОР-4), плавание, гребля, борьба и бокс.

Виктор Кицул сообщил, что в настоящее время в Министерстве просвещения ПМР прорабатывается вопрос объединения нескольких школ. Например, СДЮШОР-1 и СДЮШОР-4, а также школы по водным видам сорта. В итоге может получиться четыре школы олимпийского резерва вместо семи. «Такую же оптимизацию планируют провести и в других городах и районах Приднестровской Молдавской Республики», - заключил заместитель министра по физической культуре, спорту и молодежной политике.[2]

2.2. Физическое воспитание детей в семье

Роль семьи в физическом воспитании детей, как известно, велика и ответственна. «Родители и лица, их заменяющие  обязаны:  воспитывать детей в духе общественной нравственности, бережного отношения к государственной собственности, прививать им трудовые навыки и подготавливать их к общественно полезной деятельности, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья детей...» В домашнем быту должны создаваться благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, роста и нормального физического развития детей, что возможно лишь при целесообразно осуществляемом семейном физическом воспитании.

Первая предпосылка благотворного влияния семейного быта на здоровье детей — это создание гигиенически нормальных условий быта, соблюдение в домашнем быту правил личной и общественной гигиены. Сюда относится:

— Разумная организация режима жизни детей. Общий суточный режим (правильное распределение времени в те­чение суток для сна, питания, различных видов деятельности, отды­ха) устанавливается с учетом возраста и индивидуальных особен­ностей детей, условий, в которых они живут, воспитываются и учат­ся. Во время учебного года он во многом определяется занятиями в школе, а летом может быть подобным тому, какой заведен в пио­нерских лагерях.

—Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к внешним условиям быта (свежий воздух и чистота в помещениях, где занимаются, играют, отдыхают и спят дети; содержание в чистоте и исправности инвентаря для игр и упражнений; гигиенически оправданные размеры, формы и качество игрушек, предметов домашнего обихода, с которыми имеет дело ребенок; достаточная освещенность мест игр и занятий и т. д.).

 В связи с этим одна из важных задач семьи состоит в том, что­бы прививать детям с младенческих лет навыки личной и общест­венной гигиены вплоть до формирования устойчивых привычек. Это длительный процесс, требующий сотрудничества семьи, школы, об­щественных организаций. Стержнем, вокруг которого формируются многие гигиенические навыки, является привычка к рациональному распорядку дня в семье. Приучение к твердому режиму жизни дает не только оздоровительный эффект, но одновременно имеет и серь­езное собственно-воспитательное значение, поскольку во многом со­действует воспитанию организованности, дисциплинированности. Приучаясь строго придерживаться рационального режима жизни в семье, дети сознательно переносят эту привычку и на общий режим деятельности.

От родителей во многом зависит воспитание у детей правильной осанки. Ее формированию и закреплению можно содействовать сис­тематическим выполнением дома гигиенической гимнастики и дру­гих физических упражнений, использованием гигиенически оправ­данной мебели для детей, регулярной заботой о правильном поло­жении тела ребенка во время еды, приготовления уроков и других домашних занятий. Родители обязаны в доходчивой форме разъяс­нять детям значение правильной осанки и систематически вести действенный контроль, особенно когда возникает необходимость в специальных корригирующих упражнениях для предупреждения или исправления дефектов осанки.[3]

2.3. Закаливание с помощью естественных факторов природы в семье

Одна из основных сторон физического воспитания детей в семье — закаливание с помощью естественных факторов природы. Понятно, что оно лишь тогда дает наибольший эффект, когда про­водится регулярно и с постепенно возрастающей дозировкой. Целе­сообразно сочетать его с физическими упражнениями. С возрастом дети приучаются самостоятельно выполнять дома процедуры по за­каливанию, если родители разъясняют им пользу закаливания и учат правильно применять различные процедуры. По вопросам при­ема детьми воздушных, солнечных ванн и использования водных процедур родители могут получать рекомендации от врача и школь­ного учителя физической культуры.[3]

2.4. Физические упражнения в семейном быту школьника

составляют существенное и необходимое дополнение к двигательному режиму детей, обеспечиваемому школой и внешкольными учреждениями. В условиях семейного воспитания чаще всего используются следую­щие физические упражнения и формы их применения:

Подвижные игры. Они организуются родителями или самостоятельно детьми. Родители обязаны следить за тем, чтобы игры не приобретали чисто развлекательного характера, а служили прежде всего укреплению здоровья, помогали развитию физичес­ких и психических способностей, формированию нужных черт по­ведения.

Утренняя гимнастика. Дети до 7—9 лет занимаются обычно при непосредственной помощи старших. Мальчики и девоч­ки с 10—11 лет должны уметь самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики, Но это не освобождает родителей от необходимости методи­ческой помощи и контроля.

Упражнения спортивного характера. Выбор их в определенной мере зависит от спортивных увлечений родителей и условий для занятий "по месту жительства. В настоящее время соз­даются все более благоприятные условия для самостоятельных за­нятий детей (под руководством родителей) плаванием, бегом, ка­танием на коньках и лыжах, спортивными играми.

Прогулки и экскурсии. Они проводятся обычно в пре­делах одного дня. Дозировка нагрузки (протяженность маршрута, скорость передвижения и т. п.) устанавливается в зависимости от возраста детей по совету врача и методиста. В сочетании с прогул­ками (пешеходными, на лыжах, лодке, велосипеде) используются разнообразные упражнения на местности в оздоровительных и вос­питательных целях.

Физкультминутки. Их основное назначение — актив­ный отдых между приготовлением уроков, заданных на дом. Физ­культминутка состоит из двух-трех простейших физических упраж­нений, которые рекомендуется выполнять детям 7—9 лет через 30— 35 мин. непрерывных занятий, а ученикам более старшего возраста через каждые 45 мин. Физкультминутки помогают «снять» умствен­ное утомление, восстановить работоспособность, сохранять правиль­ную осанку за столом во время чтения и письма.

Выполнение домашних заданий по физиче­ской культуре. Родители должны контролировать правильность выполнения заданий. Элементы их можно включать в виде дополне­ния к утренней гимнастике или физкультминуткам.

Кроме того, дома могут проводиться индивидуальные дополнительные тренировки юных спортсменов, система­тически занимающихся в спортивных секциях или ДЮСШ. Важно, чтобы такие занятия находили поддержку и внимание со стороны родителей (разрешение вопросов бюджета свободного времени, от­дыха, питания, сна и др.)

Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в фи­зическом воспитании детей осуществляется в разнообразных фор­мах. Школа организует индивидуальные и групповые консультации, собеседования, доклады на родительских собраниях, по основным вопросам обеспечения единого (для семьи и школы) подхода к фи­зическому воспитанию школьников. Родителям сообщают резуль­таты наблюдений врача за состоянием здоровья и физическим раз­витием каждого ребенка, которые служат основанием для индиви­дуальных назначений детям режима, гигиенических процедур, физических упражнений. Учителя школы знакомятся с бытом детей в домашних условиях, решают во время посещения семьи вопросы, касающиеся оптимизации общего и двигательного домашнего ре­жима школьников и т. д. Особенно тесные контакты устанавлива­ются между родителями юных спортсменов и тренерско-педагогическим составом ДЮСШ.

Помощь родителей школе и внешкольным учреждениям в рабо­те по физическому воспитанию выражается, прежде всего, в содей­ствии закреплению и развитию того, что дают эти учреждения де­тям, вовлекая их в систематические занятия физической культурой и спортом. Используя установленные в законодательном порядке права, родители (или заменяющие их лица) могут принимать учас­тие в обсуждении вопросов постановки физического воспитания в общеобразовательной школе и ДЮСШ, где воспитываются и обу­чаются их дети. Родительские комитеты в школах привлекают ро­дителей к проведению оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий, решению организационных вопросов постановки фи­зического воспитания детей в летнее время в городских и загород­ных пионерских лагерях, выпуску стенных газет, в которых среди других материалов освещается опыт семейного физического вос­питания и другие формы помощи школе. Родительский комитет в ДЮСШ оказывает руководству и тренерско-преподавательскому составу школы помощь в воспитательной работе, в организации оздоровительно-спортивного лагеря, тренировочных сборов, прове­дении соревнований, показательных выступлений и т. д. Родитель­ские комитеты при домоуправлениях, ЖЭК помогают в организа­ции физкультурной работы во дворе, создании детских сезонных спортивных клубов, проведении соревнований дворовых и улич­ных команд по различным видам спорта. С привлечением самих детей во дворах, на площадках оборудуют гимнастические городки, заливные катки, снежные горки, уголки для игр.

Контакты семьи, школы и внешкольных учреждений в физиче­ском воспитании детей, таким образом, многообразны. Они состав­ляют единую структуру социальной организации воспитания.[3]

Выводы

Раскрыв теоретические основы внеклассной работы можно сделать следующий вывод, что:

- Основная концепция теории внеклассной работы является содействие успешному овладению учебным материалом программы и формированию у детей положитель­ных моральных и волевых качеств, с военно-патриотическим вос­питанием и воспитанием чувства ответственности за учебный труд в школе. Она строится на основе самодеятельности, добровольно­сти и заинтересованности учащихся.

Изучив процесс организации планирования и контроля внеклассной работы можно сказать, что:

- планирование и контроль внеклассной работы – это одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников.

При этом основной опорой в решении учебно-воспитательных задач школы могут быть только активисты школьного коллектива физической культуры, которые ведут работу в классах. Важно, чтобы именно в классных коллективах находили свои истоки разнообраз­ные, повседневные, доступные всем учащимся занятия играми, уп­ражнениями гимнастического и спортивного характера, турист­ские прогулки, экскурсии и походы. Содержательность и массо­вость этой работы во многом зависят от того, насколько умело, классные руководители поддерживают инициативу физкультурного актива.

Литература

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Спорт_в_Приднестровской_Молдавской_Республике

2.http://novostipmr.com/ru/news/13-03-15/23-pridnestrovskih-shkolnikov-poseshchayut-sportivnye-sekcii-i

3.Теория и методика физического воспитания Издание 2-е. Под общей редакцией доктора педагогических наук профессора Л. П. Матфеева и профессора А. Д. Новикова.

4.Теория и методика физической культуры Л. П. Матвеев.

5. Ашманин Б. А. Теория и методика физического воспитания 1990г.

6. Введение в теорию физической культуры\ Под ред. Л. П. Матвеева. М.:

Физкультура и спорт,1985г.

7. Горачакова Л. П. Физическое воспитание в малокомплектной школе, 1983г.

8. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил.

9.Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. - 544с.

11.Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. - 184с.

12.Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1974.

13.Шиян Б.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н.Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и «Физ. культура»; Под ред. Б.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988.-224 с.: ил.

14.Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.

15.Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

 

Еще статьи и книги