Наверх

Созидание и развитие систем физического воспитания в странах востока

Содержание

Глава 1. Восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека
1.1. Китайская система ушу
1.2. Система цигун
1.3. Иога
Глава 2. Организация и управление учебными планами и программами по физическому воспитанию в странах востока
Глава 3. Азиатская модель управления физической культурой и спортом
3.1. Корея
3.2. Япония
3.3. Китай
Глава 4. Боевые единоборства как система физического воспитания в Японии


Введение

В наиболее развитых странах Востока физическая культура и спорт занимают важное место в системе образования. Основное внимание уделяется сохранению национальных традиций, воспитанию патриотизма, единения, сплоченности нации и семьи, обучению чувствовать через движение энергетическое поле человека, природы, Вселенной. [1]

Восточные системы физического воспитания, к которым в первую очередь относятся ци-гун, УШУ, йога, айкидо, дзюдо, эффективно формируют как физическое (соматическое) здоровье человека, так и благотворно воздействуют на его психику и формирование нравственных принципов. Оздоровительные эффекты указанных систем не вызывают сомнений у специалистов, и используются в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья. В современной научной и научно-популярной литературе встречаются упоминания об использовании ряда восточных систем физического воспитания в формировании физического становления детей и подростков. Так, система дзюдо входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии. В этой стране уроки физического воспитания подразделяются на занятия гимнастикой, вождение машин, легкой атлетикой, игры в шары, танцы, плавание, теорию физического воспитания и борьбу дзюдо. Как отмечают специалисты, тренировка в этом виде спорта позволяет добиваться формирования дисциплинированности учащихся, учит взаимоуважению, воспитывает чувство справедливости, а также способствует становлению духа и взаимного доверия. Особые требования к соблюдению этики борьбы воспитывают выдержку, волю, все основные двигательные качества учащихся. Особенно необходимо отметить использование дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Эти два компонента являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека. Выполняемые в простейшем виде, эти упражнения дзюдо подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования.[3]

Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэ-до, таэквон-до и пр. не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, эти виды единоборств служат развитию и становлению гармоничной личности. В боевом искусстве, например, как это ни парадоксально, содержится и миролюбие буддизма: мастера боевого искусства никогда не бывают агрессивными, напротив, любые приемы начинаются с защитных, а не с атакующих движений. "Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло, которое исходит от противника" - такова заповедь боевого искусства. Еще пример: именно на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней

Актуальность исследования: Использование ряда восточных систем физического воспитания в формировании физического становления детей и подростков. 
Объект исследования: Физическое воспитание в странах Востока. 
Предмет исследования: Созидание и развитие систем физического воспитания в странах Востока. 
Гипотеза исследования: Использование системы физического воспитания стран Востока для развития физических и качеств. Мы предполагаем, что заимствование некоторых средств физического воспитания в таких странах как Япония, Китай и Индия будет способствовать увеличению кругозора и улучшений в сфере физического воспитания. 
Цель исследования: Изучить особенности восточной системы физического воспитания и разработать способы улучшения физического развития наших детей на базе их культурного и исторического наследия. Анализ форм, методов, содержания и организации системы физического воспитания стран Востока. 
Задачи исследования: 
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по физическому воспитанию, накопленный многовековой историей в этих странах. 
2. Выявить особенности в восточной системе физического воспитания для практического применения. 
3. Разработать систему воспитания и развития физических качеств детей с использованием средств и систем восточных единоборств.

Восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека 

Восточные системы физического воспитания, к которым в первую очередь относятся цигун, УШУ, йога, айкидо, дзюдо, эффективно формируют как физическое (соматическое) здоровье человека, так и благотворно воздействуют на его психику и формирование нравственных принципов. Оздоровительные эффекты указанных систем не вызывают сомнений у специалистов, и используются в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [3]. В современной научной и научно-популярной литературе встречаются упоминания об использовании ряда восточных систем физического воспитания в формировании физического становления детей и подростков. Так, система дзюдо[3] входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии. В этой стране уроки физического воспитания подразделяются на занятия гимнастикой, вождение машин, легкой атлетикой, игры в шары, танцы, плавание, теорию физического воспитания и борьбу дзюдо. Как отмечают специалисты, тренировка в этом виде спорта позволяет добиваться формирования дисциплинированности учащихся, учит взаимоуважению, воспитывает чувство справедливости, а также способствует становлению духа и взаимного доверия. Особые требования к соблюдению этики борьбы воспитывают выдержку, волю, все основные двигательные качества учащихся. Особенно необходимо отметить использование дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Эти два компонента являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека. Выполняемые в простейшем виде, эти упражнения дзюдо подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования. 

Китайская система УШУ 

В общем виде представляет собой широкий комплекс психофизических методов воспитания личности на основе традиционных философских доктрин, методик ведения боя, врачевания, диетологии, ритмологии и морально-этических принципов. Продуманная система, китайских школ УШУ обеспечивала поддержание традиции гармонического сочетания духовного и физического[3]. Основное отличие УШУ от обычного рукопашного боя или спортивного единоборства заключается в том, что передаются не только конкретные технические приемы, но и, самое главное, духовные основы и моральные принципы. В Китае сформировался кодекс "Боевой морали"- удэ. Каждая школа имела свои законы поведения. Так, закон боевой морали знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств Китая - формулировал основную цель занятий УШУ как свободу от агрессии, укрепление тела и духа. 

Система Цигун 

Основной задачей системы Цигун [6] является управление жизненным тонусом отдельных частей тела, в том числе и внутренних органов. Реальное воплощение эффекта тренировки по системе цигун можно наблюдать у мастеров высокого уровня: лечение "биополем" различных заболеваний, разбивание твердых предметов ладонью и др. Цигун тесно связан с системой дыхания, поскольку без этого невозможно выполнить ни одно из упражнений цигун.

Йога 

Система всестороннего совершенствования тела и духа - йога Патанджали наиболее известна двумя своими частями: системой укрепления телесного здоровья - хатха-йога, и системой дыхательных упражнений - пранаямой [3]. Раздел хатха-йога (или асана) - это не просто гимнастика для тела. Выполнение всех поз требует соответствующего психического настроя, концентрации внимания. С практикой в асанах (позах) приходит умение сосредоточиться, необходимое на следующих этапах совершенствования в йоге. Пранаяма - в широком смысле является энергетической основой системы. При занятиях пранаямой активизируется весь дыхательный аппарат человека. Научившись управлять своим дыханием, человек получает возможность контролировать свои чувства и эмоции. На основе дыхательных упражнений йоги разработаны многочисленные системы оздоровления, сочетающие в себе выполнение физических упражнений с дыханием в определенном ритме. Краткое перечисление восточных систем физического воспитания человека показывает, что этот громадный пласт человеческой культуры необходимо внедрять в повседневную жизнь современного человека, подверженного различным негативным влияниям экологического, психического, нравственного характера. Особенно важно использовать полученные наработки для детей и подростков с их неокрепшим организмом, несформировавшейся психикой и нравственностью. Однако попытки найти, сколько нибудь адекватно адаптированную к условиям учебно-педагогического процесса общеобразовательной школы восточную систему физического воспитания не привели к положительному результату. Разработанные упражнения рассчитаны на использование их взрослым человеком, и не всегда учитывают возрастные особенности организма учащихся общеобразовательной школы. Многие упражнения восточных систем не пригодны в условиях современной общеобразовательной школы из-за их сугубо боевой направленности, или их влияния на еще не сформировавшиеся системы ребенка. Все это делает насущным исследования по использованию элементов, доступных учащимся соответствующего возраста, входящих в арсенал восточных систем физического воспитания и оздоровления. Вместе с тем, изучение программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, публикаций по различным проблемам физического воспитания учащихся показало следующее: структура систем физического воспитания школьников в разных странах мира отличается незначительно, основой всех систем физического воспитания является урочная форма занятий, акцент делается на развитие двигательных качеств и освоение двигательных навыков. Цели физического воспитания в основном направлены на увеличение двигательного потенциала и частично затрагивают воспитание коллективизма, взаимопомощи, смелости. Формированию нравственных качеств внимание практически не уделяется. Практически отсутствуют полностью элементы восточных систем физического воспитания, имеющие оздоровительную направленность [4,3]. Из вышесказанного можно заключить, что восточные системы физического воспитания являются мощным средством гармонического совершенствования человека. Под данным термином объединены многочисленные направления и стили единоборств. В рамках данного феномена мировой культуры разработаны уникальные приемы воспитания практически всех навыков, позволяющих формировать гармонически развитую личность. Связь с законами природы, уважение к личности окружающих сопутствуют в этих системах умению физически защитить себя и окружающих от негативных воздействий внешней среды.[3]

Организация и управление учебными планами и программами по физическому воспитанию в странах востока (республика Корея, Китай, Япония) 

В XXI веке Корея, Китай и Япония начали принимать новые учебные планы в школьной системе образования. Общие цели включают иностранные языки в учебные планы и дают больше свободы местным образовательным комитетам. Корея активно включает индивидуальное образование, Китай обеспечивает спиральный школьный учебный план, а Япония выбрала путь индивидуализации в образовании
Национальные учебные планы стран Востока определяют организацию предметов, и стандарт распределения учебного времени. Общие замечания объясняют минимальные стандарты учебных часов и предметов и несут юридически обязательную силу. Согласно исследованиям корейских и российских ученых,[7] разнообразие и автономия образования могут быть достигнуты, если минимизировать стандарты общих замечаний учебных планов, которые игра­ют роль «минимальных руководящих принципов» разнообразного и гибкого школьного образования в странах Востока. Национальные учебные планы данных стран определили 8-16 обязательных предметов в среднем. Япония имеет наименьшее количество (8 предметов), Китай - 12 обязательных предметов. Страны, обеспечивающие дополнительные или факультативные предметы, имеют 1-7 дополнительных предметов. В Корее существуют 11 обязательных предметов и 1-2 дополнительных, обозначенных в 6-м национальном учебном плане. 7-й национальный учебный план определяет только 10 обязательных предметов. Таблица 1 показывает предметы обязательного образования Республики Кореи, Китая, Японии.[8] В японских планах отсутствует как обязательная образовательная область «Этическое воспитание». Рассмотрим названия общих для обязательного изучения предметов школьного образования. В Китае и Японии национальный язык, математика, физическое воспитание, музыка и искусства обязательны, в то время как в Корее только корейский язык и математика являются обязательными, а физическое воспитание, музыка и искусства включены в объединенные предметы в младших классах начальных школ. Обязательное в некоторых классах элементарной и средней школы в Корее моральное образование носит название «идеология морали» в Китае, а домоводство у учащихся после 5-го класса начальных школ в Японии. Этика в японских начальных школах имеется во всех аспектах школьной жизни, а не как один из школьных предметов. 
 Предметы обязательного образования Организация 
Таблица1 

Образовательные области

Корея (классы)

Китай (классы)

Япония (классы)

Национальные языки

1-9

1-9

1-9

Этическое образование

3-9

1-9 (идеология и этика)

-

Социальное образование

3-9

4-6

3-9

География

-

7-8

-

Естествознание

3-9

1-9

3-9

Математика

1-9

1-9

1-9

Технология / Домоводство

5-9

-

5-9

Физическое воспитание

3-9

1-9

1-9

Музыка

3-9

1-9

1-9

Изящные искусства

3-9

1-9

1-9

Иностранные языки

3-9

7-9

-

Трудовое воспитание

-

-

3-9

Азиатская модель управления физической культурой и спортом

В настоящее время в мире общепризнано существование американской и европейской моделей
спорта. Между тем упоминаний об азиатской модели нами не найдено. Тем не менее, рассматривая физическую культуру и спорт в азиатских странах, следует сказать, что еще полвека назад трудно было предположить, что самые крупные мировые соревнования будут проводиться на азиатском континенте. Однако это стало реальностью. Впервые за всю историю на этом континенте Олимпийские игры были проведены в 1964 г. в Токио, в последующем игры проходили в Сеуле в 1988 г. и в Пекине в 2008 г. Они показали миру высокий уровень жизни, промышленного производства и развития высоких информационных технологий в этих странах. Настоящей революцией стал чемпионат мира по футболу 2002 г., проводившийся в Корее и Японии. Самой большой сенсацией стало успешное выступление сборных Кореи и Японии. На четырех последних Олимпийских играх азиатские спортсмены показали высокие результаты не только в традиционных для них видах спорта, но и видах спорта, в которых им никогда не удавалось достичь сколько-нибудь заметных успехов (табл. 1). Но то, что увидел весь мир в 2008 г., превзошло все ожидания (табл. 2).
Результаты общекомандного зачета Олимпийских игр 1996-2008 гг.
Таблица 1

Год

Россия

США

Китай

Великобритания

зол.

всего

зол.

всего

зол.

всего

зол.

Всего

1996

26

63

44

101

16

50

1

13

2000

32

88

39

97

28

59

11

26

2004

27

92

35

103

32

63

9

30

2008

23

72

36

110

51

100

19

47

Результаты общекомандного зачета Олимпийских игр 2008 г. в Пекине

Таблица 2

Страна

Медали

Всего

золотые

серебряные

бронзовые

Китай

51

21

28

100

США

36

38

36

110

Россия

23

21

28

72

Великобритания

19

13

15

47

Германия

16

10

15

41

Австралия

14

15

17

46

Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции, является весьма важным, поскольку Россия - это как европейская, так и азиатская страна.

В связи с этим необходимо отметить следующее. Успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя свое культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически перенятому опыту подготовки спортсме­нов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России.

Корея

В Республике Корея до 1961 г. не существовало полноценной государственной структуры, последовательно и качественно проводящей по­литику в области физической культуры. Основная стратегия физической культуры страны: повышение авторитета страны за рубежом, ак­тивизация международного спортивного обмена, популяризация физкультуры среди населения и подготовка элитных спортсменов. Популяриза­ция физической культуры предусматривала три основных элемента: 1) увеличение количества занимающихся; 2) внедрение и организация школьных занятий; 3) выработка у населения положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Достижения корейских спортсменов (по результатам мировых первенств и Олимпийских игр страна входит в 10 сильнейших), социальная активность населения в сфере физической культуры стали итогом эффективной управленческой деятельности государства.

В Республике Корея в управлении физической культурой страны важную роль играет Корейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделяются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элитный спорт. Существует 4 программы физической культуры школьников: обязательная; дополнительная (для желающих получить наиболее высокий уровень подготовленности); спортивная (предусматривающая занятия в избранных видах спорта во внеучебное время); подготовка и участие в спортивных состязаниях (для школьников-спортсменов). Реализуются индивидуальные и государственные задачи социальной физической культуры.

Большой прорыв в развитии физической культуры и спорта наблюдался во время Олимпийских игр в Сеуле 1988 г. Это великолепно организованное событие открыло Корею всей планете. До начала Олимпийских игр-1988 лишь немногим в мире было известно о бурном развитии Кореи и ее богатом культурном наследии. 14 489 спортсменов и официальных лиц, 16 030 журналистов и бесчисленные болельщики Сеульской Олимпиады способствовали тому, что Корею узнал весь мир. Большую роль в достижении экономического и социального благополучия в Корее играет отношение государства и общества к здоровью и физической активности населения. В Азиатско-Тихоокеанском регионе важным фактором взаимообогащения и сближения являются национальные формы и системы физического воспитания, спорта, туризма. Сейчас в Корее очень популярны европейский футбол, бейсбол, баскетбол, волейбол, бокс, сноубординг, горные лыжи, бильярд, кегельбан, стендовая стрельба, гольф.

Япония

При анализе системы управления физиче­ской культурой в Японии [2] раскрываются про­цесс развития, организационная структура на­циональной системы управления физической культурой в Японии после 1945 г., принципы и методы деятельности государственных и обще­ственных органов по ее эффективному исполь­зованию. В Японии был разработан план в об­ласти развития физической культуры и спорта, который предусматривал создание соответст­вующих организаций (например, Японской ас­социации любительского спорта в 1946 году; комитета физической культуры населения в 1965 году), введение в действие закона о физи­ческой культуре и спорте, создание условий для проведения международных состязаний, в част­ности Олимпийских игр, фундаментальное науч­ное обеспечение физической культуры, особен­но спорта высших достижений, использование экономических и научно-технических достиже­ний в стране (особое внимание было уделено материальному оснащению школ, вузов, спор­тивных клубов, предприятий, зон отдыха). Стра­тегия развития физической культуры в Японии предусматривает создание условий, обеспечи­вающих потребности любого человека в здоро­вом образе жизни (спортивные сооружения и зоны для занятий, квалифицированные кадры, пропаганда значимости спорта через систему).

Популяризация физической культуры, про­паганда здорового образа жизни в Японии уси­лилась после выхода закона «О мерах по разви­тию спорта» (1961 г.), который определил зада­чи по подготовке кадров, организации курсов и семинаров, проведению научных исследований в области спорта, созданию спортивных клубов. В стране было развернуто движение под деви­зом: «когда угодно, где угодно, но всем зани­маться спортом», а после 1975 г. пропагандиру­ется европейский спортивный лозунг: «спорт для всех». Была создана огромная сеть профес­сиональных спортивных автономных организа­ций на принципах демократии и научности, большое количество органов самоуправления. С началом широкомасштабной популяризации спорта в Японии была проведена организацион­ная работа по аттестации инструкторов спорта (инструкторы регионов, инструкторы-тренеры, инструкторы коммерческого вида деятельно­сти).

Китай

Современная история физической культуры в Китае связывается с пятью периодами разви­тия страны. Первый период (1930-1948 годы) характеризуется военно-прикладной направлен­ностью. Физкультура и спорт рассматривались как одно из средств борьбы с японским импе­риализмом, как оружие революционной борьбы. Второй период (1949-1956 годы) связывается с программным развитием массового спорта, а третий (1956-1965) - с развитием спорта высших достижений. Четвертый этап (70-е годы) - с раз­витием элитного спорта с целью достижения успехов в международных состязаниях. Пятый (80-е годы) характеризуется развитием элитного спорта и мирового признания Китая спортивной державой и спортивной нацией.

Говоря об олимпийском движении, указыва­ется, что хотя оно пришло в Китай вместе с за­падной цивилизацией в конце XIX века, только с образованием народной республики в 1949 г. массовый спорт при взаимосвязи с Олимпий­ским движением стал развиваться на госу­дарственном уровне. Так, в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого века под влиянием Олимпий­ского движения руководством Китая предпри­нят ряд мер. В сентябре 1949 г. Конференция по национально-политическим вопросам приняла совместный закон, где в ст. 48 определялись роль массового спорта и дальнейшее его разви­тие как одна из главных задач Национальной федерации. В октябре 1949 г. была образована Всеобщая китайская спортивная федерация, и с тех пор организационная структура массового спорта в Китае начала постепенно крепнуть. В 1952 г. Президент Мао Цзе Дун издал указ о развитии физической культуры и укреплении здоровья людей, отведя главенствующую роль развитию спорта. При этом учитывался опыт Советского Союза. Государство выделило сред­ства на строительство большого количества спортивных сооружений и на подготовку кадров в области спорта.

В середине 50-х гг. впервые спортсмены до­бились больших успехов на международной арене. Несмотря на некоторые разногласия меж­ду Китаем и МОК, китайский народ не отказы­вался от олимпийских идеалов. Развивая массо­вый спорт под знаком олимпизма, популяризи­руя олимпийское движение на обширной китай­ской территории, страна заложила прочный фундамент. В 1979 г. Китай вступил в олимпий­скую семью и начался новый этап в развитии массового спорта в стране. В 1984 г. Китай при­нял участие в Олимпийских играх. Стрелок Ксю Хей-венг завоевал «золото». А 13 июля 2001 г. в Москве президент МОК Самаранч объявил, что Пекин будет городом-устроителем Олимпиады 2008 г.

В середине 80-х гг. прошлого века были вос­становлены отношения между КНР и СССР, и руководство китайского спорта начинает при­глашать советских специалистов для чтения лекций и консультаций, а тренеров - для работы в различных спортивных организациях. Перево­дится и издается большое количество учебников и учебных пособий для тренеров, написанных советскими авторами. На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле спортсмены Китая сумели получить 28 медалей (5 золотых) и занять вполне достойное (11-е) место в неофициальном командном зачете.

В дальнейшем после разрушения системы спорта ГДР в Китае востребованы опыт и знания восточногерманских специалистов, что сущест­венно обогатило систему подготовки спортсме­нов к Олимпийским играм. Началось интенсив­ное качественное совершенствование системы олимпийской подготовки, ориентированной на успешные выступления в Олимпиаде.

В основу системы олимпийской подготовки было положено привлечение к обучению на эта­пе начальной подготовки огромного количества детей на территории всей страны. Не менее важ­ным оказалось и развитие материальной базы для массового спорта и спорта высших дости­жений. За короткий период в крупнейших горо­дах появилось множество современных и хоро­шо оснащенных спортивных сооружений, а по всей территории страны - широчайшая сеть со­оружений для детско-юношеского спорта. Соз­дана широкая сеть школ-интернатов спортивно­го профиля, в которые отбирались перспектив­ные дети для полноценной подготовки спортив­ного резерва. Попасть в такую школу для китай­ских детей и их родителей - это огромный сти­мул в связи с низким жизненным уровнем большей части населения и важностью для лю­бой семьи определить ребенка на полное и каче­ственное государственное обеспечение.

Продуманностью отличается и концепция олимпийской подготовки в отношении отбора приоритетных видов спорта, принципов ком­плектования сборных команд и организации их подготовки, постановки задач при участии в главных соревнованиях

При отборе приоритетных видов в основу положены следующие критерии: 1) развитие видов, которые имеют традиции, высокий уровень достижений, соответствуют генетическим особенностям населения (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, дзюдо, прыжки в воду); 2) развитие видов, в которых разыгрывается большое количество медалей, и достижения в решающей мере определяют общекомандный успех (первоочередное внимание было обращено на плавание и легкую атлетику, а в дальнейшем - на развитие других видов, в частности на греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ и др.); 3) опережающее развитие видов и дисциплин, которые в перспективе могут оказаться в программе Игр (например, задолго до включения женской тяжелой атлетики в программу Игр в Китае началось интенсивное развитие женской тяжелой атлетики; а после включения в программу Игр преимущество китайских спортсменок оказалось подавляющим); 4) ориентация, как в свое время сделала и ГДР, на развитие женского спорта в связи с меньшей конкуренцией, что привело к высоким результатам в плавании и беге на средние и длинные дистанции; 5) концентрация внимания и создание всех необходимых условий относительно небольшой группе спортсменов, высокого класса, реально способных добиться результатов мирового уровня, исключение из сферы олимпийской подготовки спортсменов, не способных претендовать на завоевание наград; 6) включение в составы сборных команд для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира спортсменов, либо претендующих на успех, либо имеющих явные перспективы в будущем; 7) широкое использование средств восстановления и стимуляции работоспособности, среднегорной и высокогорной подготовки.

В настоящее время система олимпийской подготовки китайских спортсменов интенсивно развивается. На Играх 2000 г. в Сиднее спортсмены Китая уступили только американским и российским спортсменам, завоевав 28 только золотых медалей. Примечательно, что серебряных и бронзовых наград у китайских спортсменов значительно меньше (соответственно 16 и 15), а еще меньше 4-6-х мест, что отражает нацеленность системы олимпийской подготовки, которая сформирована на опыте советского олимпийского спорта и при содействии специалистов, которые работали в сфере олимпийского спорта бывшего СССР. Так, основное внимание было обращено на количественную сторону развития спорта - открытие сети детских спортивных школ и создание условий для их работы, привлечение к регулярным занятиям большого количества детей, формирование разветвленной системы соревнований, подготовку специалистов и др. В последние годы основной акцент переместился на обеспечение качественной стороны дела: оснащение современным оборудованием и инвентарем, внедрение передовых достижений мировой науки и практики, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации специалистов, оптимизация системы организации и управления олимпийской подготовкой.

В Китае к организации олимпийской подготовки привлечены органы государственного управления спортом - Государственная генеральная спортивная администрация спорта, Национальный олимпийский комитет и общественные организации, объединенные во всекитайское спортивное общество. Однако принципиальной особенностью руководства спортом Китая в отличие от подавляющего большинства стран является постоянный контроль со стороны руководителей коммунистической партии Китая.

По примеру бывших СССР и ГДР в Китае создана разветвленная система соревнований для спортсменов различных возрастных групп.

Основным элементом этой системы является всекитайская спартакиада, в которой участвуют сборные команды провинций по всем олимпийским видам спорта, культивируемым в стране, а также отдельным национальным видам. Спартакиады проводятся по тому же принципу, по которому проводились Спартакиады народов СССР, и являются основным смотром развития спорта высших достижений в каждой из 31 провинции страны, ареной поиска наиболее перспективных спортсменов.

Спартакиады народов СССР проводились раз в 4 года, в предолимпийский год. Однако Всекитайские спартакиады проводятся также раз в 4 года, но в год, следующий за Олимпийскими играми. По мнению китайских специалистов, такие сроки проведения спартакиад являются более рациональными, так как позволяют выявить молодых перспективных спортсменов за три года до очередных игр и планомерно организовать их подготовку.

Существенным моментом в организации олимпийской подготовки китайских спортсменов, выгодно отличающей ее от спорта бывшего СССР, является то, что основные центры олимпийской подготовки спортсменов находятся в структуре крупнейших физкультурных вузов. Они полностью финансируются из государственного бюджета и непосредственно подчинены Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Размещение этих школ на базе вузов снимает множество проблем и позволяет полноценно организовать процесс подготовки спортсменов, успешно сочетать учебу с занятиями спортом, эффективно решать вопросы материально-технического, научно- методического и медицинского обеспечения.

Государственная генеральная спортивная администрация в полном объеме выделяет средства, необходимые на все нужды школы, интенсивно развивает материальную базу вуза, которая используется как для нужд учебного процесса, так и для подготовки спортсменов школы. Принципиальной особенностью работы школы является постоянное обновление состава занимающихся. Ежегодно в школу зачисляется около 100 юных перспективных спортсменов в основном в возрасте 12-14 лет и столько же спортсменов, не имеющих реальных перспектив для достижения высших спортивных результатов, отчисляются из школы. В этом отношении организация работы школы близка к той системе, которая существовала в ГДР, и выгодно отличается от опыта бывшего СССР, где обновление составов занимающихся и постоянный поиск перспективного резерва происходили значительно менее интенсивно.

Существует тесная взаимосвязь деятельности школы и государственной сборной команды, тренеры школы по видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами сборных команд (в ряде случаев ведущие тренеры школы одновременно являются тренерами сборных команд по видам спорта), а также руководителями и ведущими специалистами соответствующих отделов по видам спорта Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Тесно взаимодействуют и со звеном начального спорта - детскими спортивными школами, за счет которых школа высшего спортивного мастерства пополняется перспективными юными спортсменами. Детские спортивные школы финансируются и развиваются за счет провинциального бюджета.

На всех этапах развития Китайской Народной Республики физическая культура и спорт рассматриваются как средство улучшения здоровья нации, повышения производительности труда, оборонной мощи государства, а международные успехи в спорте - как способ ведения внешнеполитической борьбы, как часть революционного дела. Государственную политику в области физической культуры в Китае осуществляют Государственный комитет физической культуры и спорта, созданный в 1952 г. (ГКФК и С), и Всекитайская федерация спорта. ГКФК и С вырабатывает государственную политику, осуществляет общее руководство и координирует все физкультурно-спортивное движение страны, оказывает поддержку Олимпийскому комитету КНР, Всекитайской федерации спорта (созданной в 1949 г.), региональным органам при взаимодействии с министерствами образования, здравоохранения, обороны и другими ведомствами. Основными функциями Всекитайской федерации спорта являются разработка программ; отбор и подготовка выдающихся спортсменов; организация деятельности по международному спортивному обмену; цензура литературы в области спорта; подготовка материалов и реклама спорта; проверка состояния спортсооружений и инвентаря; организация и проведение спортивных мероприятий. В функции Олимпийского комитета КНР входят развитие и пропаганда Олимпийского движения; организационная, социальная, экономическая и информационная работа.

В КНР имеется около 40 научно- исследовательских институтов физической культуры, оборудованных современной техникой, предметом изучения которых являются различные аспекты спорта и физической активности населения различных стран и регионов мира. Имеется обширная информационная база данных, около 60 тысяч единиц, включая российские издания и публикации: «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе» и др.

Стратегия в области физкультуры и спорта в Китае развивается как часть системы государственной политики партии, экономики, культуры и образования.

В целом, рассматривая физическую культуру и спорт Республики Корея, Японии, Китая, можно выделить следующие основные аспекты.

1. Активная поддержка физической культуры и спорта. Сочетание государственных и общественных начал как основы национальных систем физического воспитания.

2. Глубокая и неразрывная связь с культурными традициями, религиозно-философскими учениями (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др.), национально-психологическими особенностями, укладом жизни общества.

3. Устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки на Западе и во всем мире с их культурно-философскими и религиозными основами. Это дает возможность западному человеку адаптироваться, поддерживать высокий уровень жизнедеятельности и работоспособности в условиях современного технократического общества.

Таким образом, сейчас можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом, основанной на оптимальном сочетании собственного опыта и достижений западных стран.

Боевые единоборства как система физического воспитания в Японии

С древних времен традиционные боевые искусства в Японии – это не только способ ведения боя, но и прежде всего Путь нравственного и физического совершенствования.

Пятью добродетелями в конфуцианстве считаются человеколюбие, долг, благодарность, ум и верность. Именно этим, а также предупреждением не раскрывать суть учения человеку, который незнаком с нормами этики и морали, ограничивается применение боевых навыков. Это позволяет понять подлинную цель обучения любому виду единоборств и условия, при которых возможно передавать свой опыт вместе с техникой и понятием о духе.

Система моральных и гуманных ценностей в боевых единоборствах Японии начала складываться во время бесконечных сражений, в эпоху так называемых «воюющих княжеств».

Боевые единоборства были призваны развивать технику ведения боя, чтобы победить соперника. Но, чтобы победить соперника, надо не только оттачивать технику, но и думать, ибо только единство «внешнего» и «внутреннего» в человеке могло привести к победе. Воинов воспитывали так, что, кроме умения сражаться, они должны были уметь слагать стихи, разбираться в поэзии и искусствах, что требовало незаурядной эрудиции и большой внутренней дисциплины. Иными словами, чтобы победить соперника, надо победить, прежде всего, самого себя.

Что же значит «победить себя»? Этот вопрос люди задают себе уже много веков, пытаясь ответить на него с точки зрения и философии, и религии. Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. В Японии боевые единоборства, или искусства, с момента зарождения прошли путь от техники ведения боя до системы закаливания духа и тела. Такое изменение сути будо несет в себе очень много смысла.

В настоящее время, говоря «будо», имеется в виду понятие, являющееся общим для дзю-дзюцу, дзюдо, кэндо и т.д., а также для тех дисциплин, которые занимаются развитием физической культуры и которые в основе своей имеют старые школы японских единоборств. Этот общепринятый сейчас термин поя-вился в конце эпохи Мэйдзи (1868–1912).

Дзю-дзюцу, дзюдо, кэндо, кюдо, сумо, каратэдо, айкидо, сюриндзикэмпо, нагината и т.д. в настоящее время считаются боевыми искусствами, которые начали свое оформление в том виде, в котором они ныне существуют, после 1868 года.

Их называют также «современные боевые искусства». Основой для современных боевых искусств стали так называемые «старые боевые искусства», унаследовавшие японские традиции, существовавшие до реставрации Мэйдзи (1868).

Их также называют «старые техники ведения боя», «старые школы ведения боя». Говорят, что в конце эпохи Эдо (середина XIX века) таких школ насчитывалось более тысячи, сейчас предположительно около 500. Что же такое «будо»?

Индивидуальные навыки в технике, видимые невооруженным глазом, либо нечто, невидимое глазу, что имеет отношение к особенностям духовной культуры!? В любом случае этот вопрос требует тщательного рассмотрения.

Будо является традиционной культурой, то есть представляет собой некую ось времени, соединяющую в себе прошлое, настоящее и будущее, и используется в первую очередь для формирования личности занимающихся. Иными словами, не мастерство и количество побед являются целью, а дос-тижение через тренировки единства духа, техники и тела, работа над личностью, так как главное в будо – это умеренность и дисциплина.

Необходимо обратить внимание на четыре понятия, характерные для японских боевых единоборств, которые считаются основными в концепции бу-до: «боевой дух, пришедший из далекого прошлого Японии», «единство духа и техники», «закаливание духа», «движение от техники к Пути». По мнению прагматиков, в будо необходимо оценивать уровень техники и количество побед, поскольку доказательства предпочтительнее теории. Однако если обратиться к истории развития будо, можно сделать вывод, что отношение к этому сильно изменилось. Безусловно, сами по себе боевые техники очень разнообразны и возникли они, прежде всего, как техники ведения боя. И именно по этой

причине было решено запретить воинственность. Суть будо надо искать в духовных качествах человека. Для того чтобы прекратить войну, воин – до недавнего времени он же участник схватки – должен стремиться к тому, чтобы изменить свое сердце. И сделать это никогда не поздно. Воины сами наложили запрет на воинственность в своем сердце, и это хороший пример в становлении будо.«Душа сама легко может ввести себя в заблуждение, не позволяй своей душе запутать тебя». Это высказывание в Японии с древности передается из поколения в поколение.[10]

В мире боевых искусств сильна позиция, когда победа достигается ради победы и все подчинено логике силы. Возможно, это можно отнести к влиянию человеческих инстинктов, если смотреть на людей с точки зрения чувств и эмоций. Однако человеческий разум должен их сдерживать, в том числе сдержать и чувства, связанные с агрессивными инстинктами. Будо значительно влияет на всю жизнедеятельность японского общества. [11]

В очень широком смысле оно имеет отношение и к явным проявлениям изменений в обществе, и к формированию скрытого от других мировоззрения отдельно взятого человека. Будо в своем развитии преодолело несколько серьезных кризисов.

Первый кризис относился ко времени, когда закончилась эпоха воюющих княжеств и началась эпоха Эдо (начало эпохи Эдо – 1603 год). В это время в Японии получило распространение огнестрельное оружие, вследствие чего навыки контактной борьбы утратили свою ценность, более того, в наступившее мирное время не осталось необходимости сокрушать врага. Все эти причины способствовали развитию концепции гуманизма и добродетели. Если бы такая тенденция сохранилась, боевые техники совсем вышли бы из употребления, однако произошло обратное: воины углубились в теоретическую разработку системы передачи опыта, то есть воспитания. Второй кризис связан со временем, когда закончилась эпоха воинов и началась эпоха Мэйдзи. Реформы эпохи Мэйдзи, начавшейся в 1868 году, привели к исчезновению самураев как сословия, а боевые техники лишились фундамента, на котором стояли, что привело к их временному упадку.

Именно на это время приходится деятельность Кано Дзигоро (1860–1938), создавшего на основе дзюдзюцу кодокан дзюдо (1882), приложившего много сил, чтобы внедрить новую систему в школьную программу воспитания физической культуры, и способствовавшего преодолению серьезного кризиса. Активность Кано Дзигоро по популяризации дзюдо распространялась далеко за пределы Японии. Созданная его усилиями система дзюдо возродила боевые техники, модернизировала имеющийся опыт поколений и широко распространилась за пределами страны.

Одной из главных целей Кано являлось использование дзюдо в воспитательном процессе. Для этого он исключил все опасные для жизни приемы, сосредоточившись на безопасности, систематизировал имеющиеся знания. Идеологическим наполнением новой системы стали процветание общества и мирное сосуществование. Дзюдо и в боевом, и в идеологическом смысле стало выше агрессии. Сейчас дзюдо – олимпийский вид спорта, популярный во всем мире.

В Японии дзюдо – один из широко распространенных видов спортивных состязаний, но это далеко не все. Кано, «отец японской системы воспитания», «великий Учитель», так выразил суть дзюдо: «Воспитание – это самое важное в нашей жизни. Знания и опыт одного человека, переданные другому, а затем следующему, могут распространиться на очень многих людей, что в итоге окажется вечным процессом». Эти слова очень любил повторять Кано.

Третий кризис произошел после Второй мировой войны, в 1945 году. На не-которое время было запрещено преподавание дисциплин боевых единоборств в школах. Такая жесткая мера была связана с тем, что тренировки воспринимались как часть военной подготовки. В это время их возрождение стало возможным лишь благодаря настойчивости людей, доказывавших, что будо является частью национального спорта и сохраняет так необходимую для общества идею воспитания. Люди существуют в сообществе, в культурной среде, и, изучая возможности воспитания, не следует забывать об этом.

В заключение необходимо отметить, какое место занимает в наше время будо в японском обществе. В школах в рамках развития физической культуры обязательно включены дисциплины различных видов единоборств: в университетах существуют факультеты и кафедры будо. Яркий тому пример – Международный университет боевых искусств. Кроме того, в Японии сложился определенный круг ученых, занимающихся проблемами будо с привлечением достижений современной науки и техники. Практически в каждом районе есть додзё «место познания Пути», то есть место для занятий единоборствами. Такие места существуют и в фирмах, и в полицейских отделениях. Кроме этого, городское управление обязательно имеет на своем балансе Будокан (Дворец боевых искусств). В настоящее время разные направления старых боевых техник в большинстве своем объединены в некие сообщества, которые также имеют в своем распоряжении додзё. Самым известным, пожалуй, является Дзэн Нихон будокан (Всеяпонский Дворец боевых искусств).

В Японии всюду можно найти либо организацию, либо специализированные спортивные комплексы (будокан), имеющие отношение к будо, которое активно развивается, и так как в Стране восходящего солнца образование занимает всю жизнь, то спорт становится образом существования. С этой точки зрения будо как явление, не имеющее отношения к возрастным ограничениям, органично переплетает и связывает между собой и школу, и общество, и семью. Боевые единоборства – настоящий пример самообразования и самопознания на протяжении всей жизни.

Будо – составляющая часть традиционной японской культуры. Однако если посмотреть на него с точки зрения изучения жизненного пути человека, то это искусство интернационально и толерантно. К тому же в будо, как в спорте, поиск истины не имеет национальной окраски. Через преодоление трудностей тренировок, через тяжелые физические и психоэмоциональные испытания на соревнованиях воспитываются такие чувства, как гуманизм, сострадание, дружба.[12,13]

Выводы

Восточные системы воспитания (и физического в том числе) в отличие, например, от западноевропейских в своей основе сохранили древние корни, они достаточно стабильны и традиционны. Корейцы, например, требуют от европейцев строгого соблюдения всех традиций и обычаев, связанных с таэквондо. Человек, не имеющий определенного костюма, к соревнованиям или сдаче экзаменов не допускается. А тот, кто претендует на мастерскую степень, должен также иметь особый костюм, выполнять соответствующие ритуалы, после каждого упражнения обязательно выкрикивать "таэквон", в совершенстве знать терминологию, помнить биографии известных мастеров, теорию и историю этого единоборства вплоть до мельчайших подробностей. Японская борьба сумо, имеющая более чем двухтысячелетнюю историю, и в настоящее время является популярнейшим видом спорта, в котором неукоснительно соблюдаются средневековые обычаи этого ритуального единоборства.

Литература

1. Олейник Н.А. Зайцев В.П. Бондаренко Т.В. Крамской С. И. журнал педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта выпуск № 8 / 2007 грнти: 14 — народное образование. педагогика Вак рф: 13.00.00 удk: 37

2. http://lib4all.ru/base/B3139/B3139Part4-27.php

3. восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека Ш.Ю. Шихшабеков, Г. Махачкала, Г.Р. Гусейнов.

4. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах. Обзорная информация (Сост. Бондаревский Е.Я., Жарова Л. Б. Станиславская Е. Г., Якубова М.Е.). – М., 1986.-20с.

5. Айкидо (пер. с яп.). Тамура С., Хисамори Т. – М., 1990.-12 с.

6. Введение в ци-гун (по материалам книги М.Такахаши и С. Брауна «Дыхание для здоровья») авторизованный перевод Ю.Ю.Ягунова – МЦ «Розек» -М., 1990.-37с.

7. Ли Сунг Джо. Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физиче­ской культуры и спорта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004; Нестеров А. А. Модернизация обра­зования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004;

Ча Джу Хён. Ценностные ориентации в системе образования. М.: Викинг, 2003.

8. Со Куинг Хи. Образовательная направленность технологий проектирования. М.: Пресса, 2005.

9. Сагалеев А.C. Дуринов А. Е. Хамаганов Б.П. Журнал -вестник бурятского государственного университета выпуск № 13 / 2011: 77 — физическая культура и спорт.

10. Боевые искусства: Китай, Япония сост., пер. с кит, и древне, яп., вступ.ст. В.В. Малявина. – М.: Астрель : АСТ, 2004. – 416 с.

11. Конфуций. Уроки мудрости [Текст] // Соч. – М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. – 958 с.

12. Дзигоро, Кано. Кодокан дзюдо [Текст] / пер. с англ. Б. Заставной. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 448 с.

13. Бердышев, С.Н. Боевые искусства. Философия и техника боя [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 496 с.

Еще статьи и книги