Созидание и развитие систем физического воспитания в странах востока
Содержание
Введение
В наиболее развитых странах Востока физическая культура и спорт занимают важное место в системе образования. Основное внимание уделяется сохранению национальных традиций, воспитанию патриотизма, единения, сплоченности нации и семьи, обучению чувствовать через движение энергетическое поле человека, природы, Вселенной. [1]
Восточные системы физического воспитания, к которым в первую очередь относятся ци-гун, УШУ, йога, айкидо, дзюдо, эффективно формируют как физическое (соматическое) здоровье человека, так и благотворно воздействуют на его психику и формирование нравственных принципов. Оздоровительные эффекты указанных систем не вызывают сомнений у специалистов, и используются в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья. В современной научной и научно-популярной литературе встречаются упоминания об использовании ряда восточных систем физического воспитания в формировании физического становления детей и подростков. Так, система дзюдо входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии. В этой стране уроки физического воспитания подразделяются на занятия гимнастикой, вождение машин, легкой атлетикой, игры в шары, танцы, плавание, теорию физического воспитания и борьбу дзюдо. Как отмечают специалисты, тренировка в этом виде спорта позволяет добиваться формирования дисциплинированности учащихся, учит взаимоуважению, воспитывает чувство справедливости, а также способствует становлению духа и взаимного доверия. Особые требования к соблюдению этики борьбы воспитывают выдержку, волю, все основные двигательные качества учащихся. Особенно необходимо отметить использование дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Эти два компонента являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека. Выполняемые в простейшем виде, эти упражнения дзюдо подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования.[3]
Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэ-до, таэквон-до и пр. не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, эти виды единоборств служат развитию и становлению гармоничной личности. В боевом искусстве, например, как это ни парадоксально, содержится и миролюбие буддизма: мастера боевого искусства никогда не бывают агрессивными, напротив, любые приемы начинаются с защитных, а не с атакующих движений. "Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло, которое исходит от противника" - такова заповедь боевого искусства. Еще пример: именно на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней
Восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека
Китайская система УШУ
Система Цигун
Йога
Организация и управление учебными планами и программами по физическому воспитанию в странах востока (республика Корея, Китай, Япония)
Образовательные области |
Корея (классы) |
Китай (классы) |
Япония (классы) |
Национальные языки |
1-9 |
1-9 |
1-9 |
Этическое образование |
3-9 |
1-9 (идеология и этика) |
- |
Социальное образование |
3-9 |
4-6 |
3-9 |
География |
- |
7-8 |
- |
Естествознание |
3-9 |
1-9 |
3-9 |
Математика |
1-9 |
1-9 |
1-9 |
Технология / Домоводство |
5-9 |
- |
5-9 |
Физическое воспитание |
3-9 |
1-9 |
1-9 |
Музыка |
3-9 |
1-9 |
1-9 |
Изящные искусства |
3-9 |
1-9 |
1-9 |
Иностранные языки |
3-9 |
7-9 |
- |
Трудовое воспитание |
- |
- |
3-9 |
Азиатская модель управления физической культурой и спортом
|
Результаты общекомандного зачета Олимпийских игр 2008 г. в Пекине
Таблица 2
|
Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции, является весьма важным, поскольку Россия - это как европейская, так и азиатская страна.
В связи с этим необходимо отметить следующее. Успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя свое культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически перенятому опыту подготовки спортсменов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России.
Корея
В Республике Корея до 1961 г. не существовало полноценной государственной структуры, последовательно и качественно проводящей политику в области физической культуры. Основная стратегия физической культуры страны: повышение авторитета страны за рубежом, активизация международного спортивного обмена, популяризация физкультуры среди населения и подготовка элитных спортсменов. Популяризация физической культуры предусматривала три основных элемента: 1) увеличение количества занимающихся; 2) внедрение и организация школьных занятий; 3) выработка у населения положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Достижения корейских спортсменов (по результатам мировых первенств и Олимпийских игр страна входит в 10 сильнейших), социальная активность населения в сфере физической культуры стали итогом эффективной управленческой деятельности государства.
В Республике Корея в управлении физической культурой страны важную роль играет Корейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделяются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элитный спорт. Существует 4 программы физической культуры школьников: обязательная; дополнительная (для желающих получить наиболее высокий уровень подготовленности); спортивная (предусматривающая занятия в избранных видах спорта во внеучебное время); подготовка и участие в спортивных состязаниях (для школьников-спортсменов). Реализуются индивидуальные и государственные задачи социальной физической культуры.
Большой прорыв в развитии физической культуры и спорта наблюдался во время Олимпийских игр в Сеуле 1988 г. Это великолепно организованное событие открыло Корею всей планете. До начала Олимпийских игр-1988 лишь немногим в мире было известно о бурном развитии Кореи и ее богатом культурном наследии. 14 489 спортсменов и официальных лиц, 16 030 журналистов и бесчисленные болельщики Сеульской Олимпиады способствовали тому, что Корею узнал весь мир. Большую роль в достижении экономического и социального благополучия в Корее играет отношение государства и общества к здоровью и физической активности населения. В Азиатско-Тихоокеанском регионе важным фактором взаимообогащения и сближения являются национальные формы и системы физического воспитания, спорта, туризма. Сейчас в Корее очень популярны европейский футбол, бейсбол, баскетбол, волейбол, бокс, сноубординг, горные лыжи, бильярд, кегельбан, стендовая стрельба, гольф.
Япония
При анализе системы управления физической культурой в Японии [2] раскрываются процесс развития, организационная структура национальной системы управления физической культурой в Японии после 1945 г., принципы и методы деятельности государственных и общественных органов по ее эффективному использованию. В Японии был разработан план в области развития физической культуры и спорта, который предусматривал создание соответствующих организаций (например, Японской ассоциации любительского спорта в 1946 году; комитета физической культуры населения в 1965 году), введение в действие закона о физической культуре и спорте, создание условий для проведения международных состязаний, в частности Олимпийских игр, фундаментальное научное обеспечение физической культуры, особенно спорта высших достижений, использование экономических и научно-технических достижений в стране (особое внимание было уделено материальному оснащению школ, вузов, спортивных клубов, предприятий, зон отдыха). Стратегия развития физической культуры в Японии предусматривает создание условий, обеспечивающих потребности любого человека в здоровом образе жизни (спортивные сооружения и зоны для занятий, квалифицированные кадры, пропаганда значимости спорта через систему).
Популяризация физической культуры, пропаганда здорового образа жизни в Японии усилилась после выхода закона «О мерах по развитию спорта» (1961 г.), который определил задачи по подготовке кадров, организации курсов и семинаров, проведению научных исследований в области спорта, созданию спортивных клубов. В стране было развернуто движение под девизом: «когда угодно, где угодно, но всем заниматься спортом», а после 1975 г. пропагандируется европейский спортивный лозунг: «спорт для всех». Была создана огромная сеть профессиональных спортивных автономных организаций на принципах демократии и научности, большое количество органов самоуправления. С началом широкомасштабной популяризации спорта в Японии была проведена организационная работа по аттестации инструкторов спорта (инструкторы регионов, инструкторы-тренеры, инструкторы коммерческого вида деятельности).
Китай
Современная история физической культуры в Китае связывается с пятью периодами развития страны. Первый период (1930-1948 годы) характеризуется военно-прикладной направленностью. Физкультура и спорт рассматривались как одно из средств борьбы с японским империализмом, как оружие революционной борьбы. Второй период (1949-1956 годы) связывается с программным развитием массового спорта, а третий (1956-1965) - с развитием спорта высших достижений. Четвертый этап (70-е годы) - с развитием элитного спорта с целью достижения успехов в международных состязаниях. Пятый (80-е годы) характеризуется развитием элитного спорта и мирового признания Китая спортивной державой и спортивной нацией.
Говоря об олимпийском движении, указывается, что хотя оно пришло в Китай вместе с западной цивилизацией в конце XIX века, только с образованием народной республики в 1949 г. массовый спорт при взаимосвязи с Олимпийским движением стал развиваться на государственном уровне. Так, в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого века под влиянием Олимпийского движения руководством Китая предпринят ряд мер. В сентябре 1949 г. Конференция по национально-политическим вопросам приняла совместный закон, где в ст. 48 определялись роль массового спорта и дальнейшее его развитие как одна из главных задач Национальной федерации. В октябре 1949 г. была образована Всеобщая китайская спортивная федерация, и с тех пор организационная структура массового спорта в Китае начала постепенно крепнуть. В 1952 г. Президент Мао Цзе Дун издал указ о развитии физической культуры и укреплении здоровья людей, отведя главенствующую роль развитию спорта. При этом учитывался опыт Советского Союза. Государство выделило средства на строительство большого количества спортивных сооружений и на подготовку кадров в области спорта.
В середине 50-х гг. впервые спортсмены добились больших успехов на международной арене. Несмотря на некоторые разногласия между Китаем и МОК, китайский народ не отказывался от олимпийских идеалов. Развивая массовый спорт под знаком олимпизма, популяризируя олимпийское движение на обширной китайской территории, страна заложила прочный фундамент. В 1979 г. Китай вступил в олимпийскую семью и начался новый этап в развитии массового спорта в стране. В 1984 г. Китай принял участие в Олимпийских играх. Стрелок Ксю Хей-венг завоевал «золото». А 13 июля 2001 г. в Москве президент МОК Самаранч объявил, что Пекин будет городом-устроителем Олимпиады 2008 г.
В середине 80-х гг. прошлого века были восстановлены отношения между КНР и СССР, и руководство китайского спорта начинает приглашать советских специалистов для чтения лекций и консультаций, а тренеров - для работы в различных спортивных организациях. Переводится и издается большое количество учебников и учебных пособий для тренеров, написанных советскими авторами. На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле спортсмены Китая сумели получить 28 медалей (5 золотых) и занять вполне достойное (11-е) место в неофициальном командном зачете.
В дальнейшем после разрушения системы спорта ГДР в Китае востребованы опыт и знания восточногерманских специалистов, что существенно обогатило систему подготовки спортсменов к Олимпийским играм. Началось интенсивное качественное совершенствование системы олимпийской подготовки, ориентированной на успешные выступления в Олимпиаде.
В основу системы олимпийской подготовки было положено привлечение к обучению на этапе начальной подготовки огромного количества детей на территории всей страны. Не менее важным оказалось и развитие материальной базы для массового спорта и спорта высших достижений. За короткий период в крупнейших городах появилось множество современных и хорошо оснащенных спортивных сооружений, а по всей территории страны - широчайшая сеть сооружений для детско-юношеского спорта. Создана широкая сеть школ-интернатов спортивного профиля, в которые отбирались перспективные дети для полноценной подготовки спортивного резерва. Попасть в такую школу для китайских детей и их родителей - это огромный стимул в связи с низким жизненным уровнем большей части населения и важностью для любой семьи определить ребенка на полное и качественное государственное обеспечение.
Продуманностью отличается и концепция олимпийской подготовки в отношении отбора приоритетных видов спорта, принципов комплектования сборных команд и организации их подготовки, постановки задач при участии в главных соревнованиях
При отборе приоритетных видов в основу положены следующие критерии: 1) развитие видов, которые имеют традиции, высокий уровень достижений, соответствуют генетическим особенностям населения (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, дзюдо, прыжки в воду); 2) развитие видов, в которых разыгрывается большое количество медалей, и достижения в решающей мере определяют общекомандный успех (первоочередное внимание было обращено на плавание и легкую атлетику, а в дальнейшем - на развитие других видов, в частности на греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ и др.); 3) опережающее развитие видов и дисциплин, которые в перспективе могут оказаться в программе Игр (например, задолго до включения женской тяжелой атлетики в программу Игр в Китае началось интенсивное развитие женской тяжелой атлетики; а после включения в программу Игр преимущество китайских спортсменок оказалось подавляющим); 4) ориентация, как в свое время сделала и ГДР, на развитие женского спорта в связи с меньшей конкуренцией, что привело к высоким результатам в плавании и беге на средние и длинные дистанции; 5) концентрация внимания и создание всех необходимых условий относительно небольшой группе спортсменов, высокого класса, реально способных добиться результатов мирового уровня, исключение из сферы олимпийской подготовки спортсменов, не способных претендовать на завоевание наград; 6) включение в составы сборных команд для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира спортсменов, либо претендующих на успех, либо имеющих явные перспективы в будущем; 7) широкое использование средств восстановления и стимуляции работоспособности, среднегорной и высокогорной подготовки.
В настоящее время система олимпийской подготовки китайских спортсменов интенсивно развивается. На Играх 2000 г. в Сиднее спортсмены Китая уступили только американским и российским спортсменам, завоевав 28 только золотых медалей. Примечательно, что серебряных и бронзовых наград у китайских спортсменов значительно меньше (соответственно 16 и 15), а еще меньше 4-6-х мест, что отражает нацеленность системы олимпийской подготовки, которая сформирована на опыте советского олимпийского спорта и при содействии специалистов, которые работали в сфере олимпийского спорта бывшего СССР. Так, основное внимание было обращено на количественную сторону развития спорта - открытие сети детских спортивных школ и создание условий для их работы, привлечение к регулярным занятиям большого количества детей, формирование разветвленной системы соревнований, подготовку специалистов и др. В последние годы основной акцент переместился на обеспечение качественной стороны дела: оснащение современным оборудованием и инвентарем, внедрение передовых достижений мировой науки и практики, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации специалистов, оптимизация системы организации и управления олимпийской подготовкой.
В Китае к организации олимпийской подготовки привлечены органы государственного управления спортом - Государственная генеральная спортивная администрация спорта, Национальный олимпийский комитет и общественные организации, объединенные во всекитайское спортивное общество. Однако принципиальной особенностью руководства спортом Китая в отличие от подавляющего большинства стран является постоянный контроль со стороны руководителей коммунистической партии Китая.
По примеру бывших СССР и ГДР в Китае создана разветвленная система соревнований для спортсменов различных возрастных групп.
Основным элементом этой системы является всекитайская спартакиада, в которой участвуют сборные команды провинций по всем олимпийским видам спорта, культивируемым в стране, а также отдельным национальным видам. Спартакиады проводятся по тому же принципу, по которому проводились Спартакиады народов СССР, и являются основным смотром развития спорта высших достижений в каждой из 31 провинции страны, ареной поиска наиболее перспективных спортсменов.
Спартакиады народов СССР проводились раз в 4 года, в предолимпийский год. Однако Всекитайские спартакиады проводятся также раз в 4 года, но в год, следующий за Олимпийскими играми. По мнению китайских специалистов, такие сроки проведения спартакиад являются более рациональными, так как позволяют выявить молодых перспективных спортсменов за три года до очередных игр и планомерно организовать их подготовку.
Существенным моментом в организации олимпийской подготовки китайских спортсменов, выгодно отличающей ее от спорта бывшего СССР, является то, что основные центры олимпийской подготовки спортсменов находятся в структуре крупнейших физкультурных вузов. Они полностью финансируются из государственного бюджета и непосредственно подчинены Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Размещение этих школ на базе вузов снимает множество проблем и позволяет полноценно организовать процесс подготовки спортсменов, успешно сочетать учебу с занятиями спортом, эффективно решать вопросы материально-технического, научно- методического и медицинского обеспечения.
Государственная генеральная спортивная администрация в полном объеме выделяет средства, необходимые на все нужды школы, интенсивно развивает материальную базу вуза, которая используется как для нужд учебного процесса, так и для подготовки спортсменов школы. Принципиальной особенностью работы школы является постоянное обновление состава занимающихся. Ежегодно в школу зачисляется около 100 юных перспективных спортсменов в основном в возрасте 12-14 лет и столько же спортсменов, не имеющих реальных перспектив для достижения высших спортивных результатов, отчисляются из школы. В этом отношении организация работы школы близка к той системе, которая существовала в ГДР, и выгодно отличается от опыта бывшего СССР, где обновление составов занимающихся и постоянный поиск перспективного резерва происходили значительно менее интенсивно.
Существует тесная взаимосвязь деятельности школы и государственной сборной команды, тренеры школы по видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами сборных команд (в ряде случаев ведущие тренеры школы одновременно являются тренерами сборных команд по видам спорта), а также руководителями и ведущими специалистами соответствующих отделов по видам спорта Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Тесно взаимодействуют и со звеном начального спорта - детскими спортивными школами, за счет которых школа высшего спортивного мастерства пополняется перспективными юными спортсменами. Детские спортивные школы финансируются и развиваются за счет провинциального бюджета.
На всех этапах развития Китайской Народной Республики физическая культура и спорт рассматриваются как средство улучшения здоровья нации, повышения производительности труда, оборонной мощи государства, а международные успехи в спорте - как способ ведения внешнеполитической борьбы, как часть революционного дела. Государственную политику в области физической культуры в Китае осуществляют Государственный комитет физической культуры и спорта, созданный в 1952 г. (ГКФК и С), и Всекитайская федерация спорта. ГКФК и С вырабатывает государственную политику, осуществляет общее руководство и координирует все физкультурно-спортивное движение страны, оказывает поддержку Олимпийскому комитету КНР, Всекитайской федерации спорта (созданной в 1949 г.), региональным органам при взаимодействии с министерствами образования, здравоохранения, обороны и другими ведомствами. Основными функциями Всекитайской федерации спорта являются разработка программ; отбор и подготовка выдающихся спортсменов; организация деятельности по международному спортивному обмену; цензура литературы в области спорта; подготовка материалов и реклама спорта; проверка состояния спортсооружений и инвентаря; организация и проведение спортивных мероприятий. В функции Олимпийского комитета КНР входят развитие и пропаганда Олимпийского движения; организационная, социальная, экономическая и информационная работа.
В КНР имеется около 40 научно- исследовательских институтов физической культуры, оборудованных современной техникой, предметом изучения которых являются различные аспекты спорта и физической активности населения различных стран и регионов мира. Имеется обширная информационная база данных, около 60 тысяч единиц, включая российские издания и публикации: «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе» и др.
Стратегия в области физкультуры и спорта в Китае развивается как часть системы государственной политики партии, экономики, культуры и образования.
В целом, рассматривая физическую культуру и спорт Республики Корея, Японии, Китая, можно выделить следующие основные аспекты.
1. Активная поддержка физической культуры и спорта. Сочетание государственных и общественных начал как основы национальных систем физического воспитания.
2. Глубокая и неразрывная связь с культурными традициями, религиозно-философскими учениями (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др.), национально-психологическими особенностями, укладом жизни общества.
3. Устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки на Западе и во всем мире с их культурно-философскими и религиозными основами. Это дает возможность западному человеку адаптироваться, поддерживать высокий уровень жизнедеятельности и работоспособности в условиях современного технократического общества.
Таким образом, сейчас можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом, основанной на оптимальном сочетании собственного опыта и достижений западных стран.
Боевые единоборства как система физического воспитания в Японии
С древних времен традиционные боевые искусства в Японии – это не только способ ведения боя, но и прежде всего Путь нравственного и физического совершенствования.
Пятью добродетелями в конфуцианстве считаются человеколюбие, долг, благодарность, ум и верность. Именно этим, а также предупреждением не раскрывать суть учения человеку, который незнаком с нормами этики и морали, ограничивается применение боевых навыков. Это позволяет понять подлинную цель обучения любому виду единоборств и условия, при которых возможно передавать свой опыт вместе с техникой и понятием о духе.
Система моральных и гуманных ценностей в боевых единоборствах Японии начала складываться во время бесконечных сражений, в эпоху так называемых «воюющих княжеств».
Боевые единоборства были призваны развивать технику ведения боя, чтобы победить соперника. Но, чтобы победить соперника, надо не только оттачивать технику, но и думать, ибо только единство «внешнего» и «внутреннего» в человеке могло привести к победе. Воинов воспитывали так, что, кроме умения сражаться, они должны были уметь слагать стихи, разбираться в поэзии и искусствах, что требовало незаурядной эрудиции и большой внутренней дисциплины. Иными словами, чтобы победить соперника, надо победить, прежде всего, самого себя.
Что же значит «победить себя»? Этот вопрос люди задают себе уже много веков, пытаясь ответить на него с точки зрения и философии, и религии. Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. В Японии боевые единоборства, или искусства, с момента зарождения прошли путь от техники ведения боя до системы закаливания духа и тела. Такое изменение сути будо несет в себе очень много смысла.
В настоящее время, говоря «будо», имеется в виду понятие, являющееся общим для дзю-дзюцу, дзюдо, кэндо и т.д., а также для тех дисциплин, которые занимаются развитием физической культуры и которые в основе своей имеют старые школы японских единоборств. Этот общепринятый сейчас термин поя-вился в конце эпохи Мэйдзи (1868–1912).
Дзю-дзюцу, дзюдо, кэндо, кюдо, сумо, каратэдо, айкидо, сюриндзикэмпо, нагината и т.д. в настоящее время считаются боевыми искусствами, которые начали свое оформление в том виде, в котором они ныне существуют, после 1868 года.
Их называют также «современные боевые искусства». Основой для современных боевых искусств стали так называемые «старые боевые искусства», унаследовавшие японские традиции, существовавшие до реставрации Мэйдзи (1868).
Их также называют «старые техники ведения боя», «старые школы ведения боя». Говорят, что в конце эпохи Эдо (середина XIX века) таких школ насчитывалось более тысячи, сейчас предположительно около 500. Что же такое «будо»?
Индивидуальные навыки в технике, видимые невооруженным глазом, либо нечто, невидимое глазу, что имеет отношение к особенностям духовной культуры!? В любом случае этот вопрос требует тщательного рассмотрения.
Будо является традиционной культурой, то есть представляет собой некую ось времени, соединяющую в себе прошлое, настоящее и будущее, и используется в первую очередь для формирования личности занимающихся. Иными словами, не мастерство и количество побед являются целью, а дос-тижение через тренировки единства духа, техники и тела, работа над личностью, так как главное в будо – это умеренность и дисциплина.
Необходимо обратить внимание на четыре понятия, характерные для японских боевых единоборств, которые считаются основными в концепции бу-до: «боевой дух, пришедший из далекого прошлого Японии», «единство духа и техники», «закаливание духа», «движение от техники к Пути». По мнению прагматиков, в будо необходимо оценивать уровень техники и количество побед, поскольку доказательства предпочтительнее теории. Однако если обратиться к истории развития будо, можно сделать вывод, что отношение к этому сильно изменилось. Безусловно, сами по себе боевые техники очень разнообразны и возникли они, прежде всего, как техники ведения боя. И именно по этой
причине было решено запретить воинственность. Суть будо надо искать в духовных качествах человека. Для того чтобы прекратить войну, воин – до недавнего времени он же участник схватки – должен стремиться к тому, чтобы изменить свое сердце. И сделать это никогда не поздно. Воины сами наложили запрет на воинственность в своем сердце, и это хороший пример в становлении будо.«Душа сама легко может ввести себя в заблуждение, не позволяй своей душе запутать тебя». Это высказывание в Японии с древности передается из поколения в поколение.[10]
В мире боевых искусств сильна позиция, когда победа достигается ради победы и все подчинено логике силы. Возможно, это можно отнести к влиянию человеческих инстинктов, если смотреть на людей с точки зрения чувств и эмоций. Однако человеческий разум должен их сдерживать, в том числе сдержать и чувства, связанные с агрессивными инстинктами. Будо значительно влияет на всю жизнедеятельность японского общества. [11]
В очень широком смысле оно имеет отношение и к явным проявлениям изменений в обществе, и к формированию скрытого от других мировоззрения отдельно взятого человека. Будо в своем развитии преодолело несколько серьезных кризисов.
Первый кризис относился ко времени, когда закончилась эпоха воюющих княжеств и началась эпоха Эдо (начало эпохи Эдо – 1603 год). В это время в Японии получило распространение огнестрельное оружие, вследствие чего навыки контактной борьбы утратили свою ценность, более того, в наступившее мирное время не осталось необходимости сокрушать врага. Все эти причины способствовали развитию концепции гуманизма и добродетели. Если бы такая тенденция сохранилась, боевые техники совсем вышли бы из употребления, однако произошло обратное: воины углубились в теоретическую разработку системы передачи опыта, то есть воспитания. Второй кризис связан со временем, когда закончилась эпоха воинов и началась эпоха Мэйдзи. Реформы эпохи Мэйдзи, начавшейся в 1868 году, привели к исчезновению самураев как сословия, а боевые техники лишились фундамента, на котором стояли, что привело к их временному упадку.
Именно на это время приходится деятельность Кано Дзигоро (1860–1938), создавшего на основе дзюдзюцу кодокан дзюдо (1882), приложившего много сил, чтобы внедрить новую систему в школьную программу воспитания физической культуры, и способствовавшего преодолению серьезного кризиса. Активность Кано Дзигоро по популяризации дзюдо распространялась далеко за пределы Японии. Созданная его усилиями система дзюдо возродила боевые техники, модернизировала имеющийся опыт поколений и широко распространилась за пределами страны.
Одной из главных целей Кано являлось использование дзюдо в воспитательном процессе. Для этого он исключил все опасные для жизни приемы, сосредоточившись на безопасности, систематизировал имеющиеся знания. Идеологическим наполнением новой системы стали процветание общества и мирное сосуществование. Дзюдо и в боевом, и в идеологическом смысле стало выше агрессии. Сейчас дзюдо – олимпийский вид спорта, популярный во всем мире.
В Японии дзюдо – один из широко распространенных видов спортивных состязаний, но это далеко не все. Кано, «отец японской системы воспитания», «великий Учитель», так выразил суть дзюдо: «Воспитание – это самое важное в нашей жизни. Знания и опыт одного человека, переданные другому, а затем следующему, могут распространиться на очень многих людей, что в итоге окажется вечным процессом». Эти слова очень любил повторять Кано.
Третий кризис произошел после Второй мировой войны, в 1945 году. На не-которое время было запрещено преподавание дисциплин боевых единоборств в школах. Такая жесткая мера была связана с тем, что тренировки воспринимались как часть военной подготовки. В это время их возрождение стало возможным лишь благодаря настойчивости людей, доказывавших, что будо является частью национального спорта и сохраняет так необходимую для общества идею воспитания. Люди существуют в сообществе, в культурной среде, и, изучая возможности воспитания, не следует забывать об этом.
В заключение необходимо отметить, какое место занимает в наше время будо в японском обществе. В школах в рамках развития физической культуры обязательно включены дисциплины различных видов единоборств: в университетах существуют факультеты и кафедры будо. Яркий тому пример – Международный университет боевых искусств. Кроме того, в Японии сложился определенный круг ученых, занимающихся проблемами будо с привлечением достижений современной науки и техники. Практически в каждом районе есть додзё «место познания Пути», то есть место для занятий единоборствами. Такие места существуют и в фирмах, и в полицейских отделениях. Кроме этого, городское управление обязательно имеет на своем балансе Будокан (Дворец боевых искусств). В настоящее время разные направления старых боевых техник в большинстве своем объединены в некие сообщества, которые также имеют в своем распоряжении додзё. Самым известным, пожалуй, является Дзэн Нихон будокан (Всеяпонский Дворец боевых искусств).
В Японии всюду можно найти либо организацию, либо специализированные спортивные комплексы (будокан), имеющие отношение к будо, которое активно развивается, и так как в Стране восходящего солнца образование занимает всю жизнь, то спорт становится образом существования. С этой точки зрения будо как явление, не имеющее отношения к возрастным ограничениям, органично переплетает и связывает между собой и школу, и общество, и семью. Боевые единоборства – настоящий пример самообразования и самопознания на протяжении всей жизни.
Будо – составляющая часть традиционной японской культуры. Однако если посмотреть на него с точки зрения изучения жизненного пути человека, то это искусство интернационально и толерантно. К тому же в будо, как в спорте, поиск истины не имеет национальной окраски. Через преодоление трудностей тренировок, через тяжелые физические и психоэмоциональные испытания на соревнованиях воспитываются такие чувства, как гуманизм, сострадание, дружба.[12,13]
Выводы
Восточные системы воспитания (и физического в том числе) в отличие, например, от западноевропейских в своей основе сохранили древние корни, они достаточно стабильны и традиционны. Корейцы, например, требуют от европейцев строгого соблюдения всех традиций и обычаев, связанных с таэквондо. Человек, не имеющий определенного костюма, к соревнованиям или сдаче экзаменов не допускается. А тот, кто претендует на мастерскую степень, должен также иметь особый костюм, выполнять соответствующие ритуалы, после каждого упражнения обязательно выкрикивать "таэквон", в совершенстве знать терминологию, помнить биографии известных мастеров, теорию и историю этого единоборства вплоть до мельчайших подробностей. Японская борьба сумо, имеющая более чем двухтысячелетнюю историю, и в настоящее время является популярнейшим видом спорта, в котором неукоснительно соблюдаются средневековые обычаи этого ритуального единоборства.
Литература
1. Олейник Н.А. Зайцев В.П. Бондаренко Т.В. Крамской С. И. журнал педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта выпуск № 8 / 2007 грнти: 14 — народное образование. педагогика Вак рф: 13.00.00 удk: 37
2. http://lib4all.ru/base/B3139/B3139Part4-27.php
3. восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека Ш.Ю. Шихшабеков, Г. Махачкала, Г.Р. Гусейнов.
4. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах. Обзорная информация (Сост. Бондаревский Е.Я., Жарова Л. Б. Станиславская Е. Г., Якубова М.Е.). – М., 1986.-20с.
5. Айкидо (пер. с яп.). Тамура С., Хисамори Т. – М., 1990.-12 с.
6. Введение в ци-гун (по материалам книги М.Такахаши и С. Брауна «Дыхание для здоровья») авторизованный перевод Ю.Ю.Ягунова – МЦ «Розек» -М., 1990.-37с.
7. Ли Сунг Джо. Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004; Нестеров А. А. Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004;
Ча Джу Хён. Ценностные ориентации в системе образования. М.: Викинг, 2003.
8. Со Куинг Хи. Образовательная направленность технологий проектирования. М.: Пресса, 2005.
9. Сагалеев А.C. Дуринов А. Е. Хамаганов Б.П. Журнал -вестник бурятского государственного университета выпуск № 13 / 2011: 77 — физическая культура и спорт.
10. Боевые искусства: Китай, Япония сост., пер. с кит, и древне, яп., вступ.ст. В.В. Малявина. – М.: Астрель : АСТ, 2004. – 416 с.
11. Конфуций. Уроки мудрости [Текст] // Соч. – М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. – 958 с.
12. Дзигоро, Кано. Кодокан дзюдо [Текст] / пер. с англ. Б. Заставной. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 448 с.
13. Бердышев, С.Н. Боевые искусства. Философия и техника боя [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 496 с.